В начало » Искусство ислама и европейская культура

Женский портрет XIХ века

2 января 2014 Нет комментариев

Фотографические портреты алжирских женщин 19 – начала 20 века вносят нечто новое в представление о жизни восточной женщины, в понятия «алжирские женщины»

Женский портрет 19 в. Алжирская девушка. Фотография 19 в. (около 1880 г.).
Фотографические портреты алжирских женщин 19 – начала 20 века вносят нечто новое в представление о жизни восточной женщины, в понятия «алжирские женщины», «восточные женщины», сформированные под влиянием тех женских образов, портретов алжирских женщин, которые были созданы европейскими художниками XIХ века.

Женский портрет XIХ века. Портрет алжирской женщины. Фотография 19 в. (1878 г.). Первый тип женских портретов Алжира – фотографии женщин в народных костюмах. Женский народный костюм Алжира, Монголии, России. На этих портретах женщины одеты в платья, свободно окутывающие их фигуры. Украшения на них столь многочисленны, сколь это, видимо, было возможно. И такой тип костюма не является уникальным. Народный костюм – форма самопрезентации и идентификации людей в разных культурных традициях, которая не изжила себя и на сегодняшний день в условиях развитой городской культуры. Репрезентативный народный костюм характерен для разных народов и изживал себя он в условиях перехода к городской жизни. В качестве яркого примера можно вспомнить народный костюм монгольской женщины. Русскую царицу, в конце концов, одевали и украшали по такому же принципу. И в этом смысле «русский стиль» можно понимать как наиболее народный или традиционный с одной стороны и, с другой стороны, как наиболее устойчивый традиционный элемент в костюме современного городского населения не только России.

Женский портрет 19 в. Фотография алжирской женщины XIХ века. Европеизированные образы алжирских женщин. Изменение образа алжирской женщины прослеживается в следующей группе женских портретов 19 – начала 20 века. На этих фотографиях алжирские женщины обретают черты, характерные для женских портретов европейских художников. Мы видим женщин в приталенных платьях европейского типа с устремленными вдаль глазами, не иначе как на портретах, созданных европейскими романтиками. Многочисленны характерные позы, что отсылает нас к мадам Рекамье, возлежащей на знаменитой кушетке. Приобщение к европейской городской жизни ощущается и в сигаретах, которые девушки-алжирки держат в руках. Некоторые портреты создают романтический тип восточной женщины, которую легко можно было бы принять за европейку, если бы не традиционные ювелирные украшения и элементы народного костюма с великолепной вышивкой ручной работы.

Женский портрет 19 в. Алжирская женщина. Фотография 19 в. (1870-е гг.). Портреты алжирских женщин в традиционных для культуры ислама одеждах. Еще одна категория алжирских женских портретов принадлежит культуре ислама. На этих портретах изображены женщины, сплошь укутанные в традиционные для культуры ислама покрывала, скрывающие их лица и фигуры. Есть фотографии, где можно увидеть исламских женщин в трамвае, на улицах алжирской крепости.

Женский портрет 19 в. Алжирская женщина. Фотография 19 в. Следующий тип женских портретов 19 – начала 20 века – социальный. Выражение лиц пожилых женщин, лишенных всяческих прикрас, изнеможённых нищетой и тяжёлым трудом, – это наглядный памятник своему времени. Девушки в традиционных головных уборах не всегда радостно улыбаются, печаль и настороженность читается в их глазах. Печально смотреть на фотографии, где девушки, такие красивые и такие юные, лежат на кушетках с открытой грудью и дерзким взглядом. Есть фотография алжирских девушек у входа в бордель, их взгляд тяжело описать. Рождённый ли фантазией фотографа, или следующий запросам и представлениям своего времени, у европейцев складывается образ «алжирских женщин», ассоциирующийся с чувственностью и наслаждениями.

В условиях, далёких от счастливой и благополучной жизни, появляется понятие «мавританского стиля», который ассоциируется с понятиями «восточная женщина», «алжирская женщина». Между тем даже беглый взгляд на фотографии алжирских  женщин 19 – начала 20 века показывает ошибочность этих представлений, их крайнюю ограниченность.

Запись закрыта для комментариев.