Главная » Выставки, конференции, гранты

Исламская живопись и керамика в китайском стиле

26 мая 2012 Комментариев нет

Султан Джахангир и его жена Нурджахан на террасе. Миниатюра. Индия. 1620 г. Деталь. Музей исламского искусства. Берлин.

Исламская живопись (индийская миниатюра 17 — 18 веков), персидская и турецкая керамика под влиянием китайского искусства — китайского сине-белого фарфора. Это тема выставки «Очарование голубого и белого: китайский фарфор в исламской живописи».

Отметим, что задолго до начала увлечения европейцами китайским фарфором, последний являлся ценным предметом импорта на Ближнем Востоке. Особенно ценились китайские фарфоровые изделия сине-белой цветовой гаммы, которые впервые появились в ближневосточном исламском регионе в 14 в. Эти привлекательные произведения китайских мастеров были предметом коллекционирования, многочисленных копий, обмена. Для индо-персидского региона особенно стали характерны «фарфоровые дома» (чини — хане) – тщательно устроенные специальные ниши.

Ваза с эмалевой росписью под глазурью. 16 - 17 вв. Фарфор. Музей Виктории и Альберта. Лондон.Впервые берлинский Музей исламского искусства демонстрирует исламскую живопись, прежде всего Индии 17 и 18 веков (индийская миниатюра), где можно увидеть элегантные предметы китайского сине-белого фарфора в качестве объектов, подчеркивающих престиж правителя. Также на выставке можно оценить собственно китайский фарфор данного стиля (коллекция Музея азиатского искусства в Берлине), а также персидскую и турецкую керамику, выполненную в стиле сине-белого китайского фарфора.

Напомним, что именно на 17 – 18 вв. приходится расцвет искусства китайского фарфора. Кобальт (глубокий синий цвет) этого периода отличается чистым, глубоким тоном и особым богатством своихСосуд с узором цветов мэйхуа. 18 в. Фарфор с росписью кобальтом. ГМИНВ. Москва. нюансов. Он получает большое применение в украшении ваз, которые служили для новогодних подношений цветов сливы – символа долголетия. Декор этих сосудов отличается сложной композицией и изображает цветущие ветви сливы на фоне весеннего ломающегося льда. В конце 17 в. появляется техника «брызганного кобальта» — краска в виде порошка или выдувалась на Фарфоровый сосуд с росписью кобальтом. 18 в. Государственный музей восточных культур. Москва. влажную поверхность фарфорового изделия через бамбуковую трубку, один конец которой был закрыт тонким, прозрачным газом, или наносилась губкой. Эта новая техника нанесения краски создавала исключительные эффекты, сообщая цвету особую бархатистость и мягкость.

Выставка посвящена Джону Карсвелу.

Выставка «Очарование голубого и белого: китайский фарфор в исламской живописи» (11 мая – 12 августа 2012 г., Музей исламского искусства, Берлин).

Источники: Глухарева О., Денике Б. Краткая история искусства Китая. – М. -Л.: Искусство, 1948. – 210 с.; Виноградова Н.А. Искусство средневекового Китая. – М.: Изд-во Академии художеств СССР, 1962. – 103 с.

Искусство ислама

Оставить комментарий или два

Вы можете подписаться на комментарии по RSS.

Будте вежливы. Не ругайтесь. Оффтоп тоже не приветствуем. Спам убивается моментально.

Перед отправкой формы: