Главная » Выставки, конференции, гранты

Город миражей

28 января 2013 Комментариев нет

Город миражей: Багдад (1952 — 1982 гг.). Выставка. Баннер.

Передвижная выставка «Город миражей» посвящена городу Багдаду. Выставка рассказывает о том, каким бы мог быть Багдад в эпоху Ле Корбюзье и Фрэнка Ллойда Райта, если бы их проекты по реконструкции и возведению новых архитектурных сооружений в городе были реализованы.

Город миражей – это Багдад. Это город-мираж, несостоявшийся Багдад, лишенный архитектурных шедевров модернизма. 

«Город миражей: Багдад (1952 — 1982)» — передвижная выставка, экспонаты которой выставлялись в Барселоне, Нью-Йорке, а теперь и в Бостоне.

В середине 20 ст. выдающиеся деятели раннего модернизма, такие как Ле Корбюзье и Фрэнк Ллойд Райт, занимались архитектурными разработками по Багдаду. Менее известно участие других европейских архитекторов в разработке проектов, которые бы преобразили Багдад до неузнаваемости. Так же не известны имена современных архитекторов, работающих в Багдаде и Ираке в целом.

Предметом выставки являются архитектурные и градостроительные предложения архитекторов эпохи модерна в архитектуре, охватывающие широкий диапазон таких типов зданий как жилье, общественные центры, музеи, учебные заведения, мечети. На выставке, помимо работ Ле Корбюзье и Фрэнка Ллойда Райта, представлены также проекты других архитекторов: Алвар и Айно Аалто, Вентури, Раух и Скотт Браун, Вальтер Гропиус, Хосе Луис Серт, Джованни Понти, Элисон и Питер Смитсон, Константинос Доксиадис, Рикардо Бофилл, Уиллем Маринус Дюдок.   

Из тринадцати представленных на выставке предложений по Багдаду только три были выполнены. Однако реализованные проекты впоследствии были повреждены или разрушены в Багдаде, три других были лишь частично реализованы, в то время как остальные идеи остались на бумаге. Таким образом, выставка рассказывает об истории Багдада, о том, каким бы он мог быть.

Очевидно, что название выставки «Город миражей» весьма метафорично. Идея миража просматривается в разных аспектах. Выставка сама по себе может рассматриваться как мираж, как проявление нечто иллюзорного, бессодержательного или нереального. Ведь кураторы, вероятно, сознательно решили не включать фотографии того немногого, что было реализовано. Эта понятно, поскольку последние фотографии построенного будут акцентировать внимание зрителей не на достоинствах, а лишь на значительных разрушениях и опустошениях Багдада. 

На выставке лишь бегло упоминаются несколько заметных современных иракских архитекторов, таких как Рифат Чадиржи,  Мухаммад Макийя, Низар Джаудат, Хишам Мунир. Таким образом, мы совершенно не получаем представления о том, что же на самом деле происходило в Багдаде. Выставка не раскрывает уникальные местные следы модернизма в архитектуре Багдада, которые отличали столицу Ирака от иных ближневосточных центров, делали его моделью для многих развивающихся городских центров в регионе. Выставка передает видение возможного будущего города Багдада лишь в воображении западных архитекторов. Багдад воспринимается и ценится извне, группой иностранных архитекторов, поглощенных возможностью реализации амбициозных проектов в  богатой нефтью стране. Поскольку эти проекты так и не были в большинстве своем реализованы, Багдад может стать городом миражей для историков современной архитектуры. Крайне важным является сохранение и документирование истории современного Багдада. 

Плачевная действительность города Багдада может даже начинать восприниматься как норма, а не как исключение. Багдад — город миражей — становится синонимом уничтожения, удаления, исчезновения. Идея миража для этого города, — это, пожалуй, наиболее подходящая метафора для его нынешнего существования.

Выставка  оставляет посетителя совершенно безмолвным.

Источник

Искусство ислама

Оставить комментарий или два

Вы можете подписаться на комментарии по RSS.

Будте вежливы. Не ругайтесь. Оффтоп тоже не приветствуем. Спам убивается моментально.

Перед отправкой формы: