В начало » Художественная галерея

Турецкие ковры в английском интерьере XVI-XVII веков

11 февраля 2015 Нет комментариев

Турецкие ковры и ковроделие в XVI-XVII веках были на высочайшем уровне. В Европе турецкие ковры в интерьере, Англии в том числе, были предметом роскоши

Турецкое ковроделие и ковры XVI-XVII в. были на высочайшем уровне. В Европе турецкие ковры в интерьере, Англии в том числе, были предметом роскоши, подчеркивавшим достаток дома и социальное положение владельца. В английской живописи XVI-XVII вв. турецкие ковры можно увидеть на портретах первых лиц государства – королей и высшей знати.

В XVI-XVII вв. производство ковров в Турции было сосредоточено в нескольких центрах, среди которых ведущее место занял город Ушак. Ковры, изготовленные в Ушаке имеют, при наличии ряда особенностей, и общие черты: в орнаменте – тенденцию к гео­метризации, а в цветовом решении – преобладание красных, желтых и синих красок. Ушакские ковры разделяют на несколько групп, которые европейские художники в обобщенном виде воспроизводили на своих полотнах.

Ковры с композицией из желтого геометризованного узора, четкими линиями рисующегося на красном фоне, представляют одну из самых больших групп. Живописность подчеркивается и сложным светлым рисунком борта, ими­тирующим арабскую надпись. Эта разновидность изготовлялась на протя­жении почти всего 16 и 17 вв., и благодаря ей Ушак снискал под­линную славу.

Портрет Ричарда Секвила. Приписывается Вильяму Ларкину. Около 1613 г. Кенвуд хауз. Лондон.«Звёзд­чатые» и «медальонные» ковры начали производить также в 16 ст. Как явствует из самих названий, основ­ным в их декорировке были звезды или медальоны. Схема первого типа состоит из трех или четырех изящных по очертаниям темно-синих звезд, располагавшихся обычно на ярко-красном центральном поле. Крупная и хорошо заметная издали композиция была рассчитана и на рассмотре­ние с близкого расстояния. Для этого звезды заполнялись желтым геомет­ризованным орнаментом, а промежутки между ними и широкий борт – стилизованными изображениями роз, лотосов и тюльпанов. Цвет, рисунок и высокое техническое совершенство придают «звездчатым» коврам особую изысканность. В «медальонной» композиции центр поля занят большим овальным медальоном. Покрытый чаще всего растительным, несколько схематичным узором, он контрастировал с однотонным полем.

Судя по составляющим элементам, «звездчатая» схема сложилась цели­ком на турецкой основе: например, звёзды подобных же очертаний можно найти в декорировке рукописей, изделий из металла и прочих произведе­ний искусства. Точно так же растительные мотивы живо перекликаются с аналогичными на тысячах разнообразных памятников.

В отличие от «звездчатой», «медальонная» схема была заимствована из Ирана. Объясняется это тем, что иранское ковроделие в XVI-XVII вв. переживало период расцвета. В это время были созданы шедевры, превос­ходившие все остальные ковры Ближнего Востока по художественному уровню. Вывозившиеся в соседние страны, они, естественно, попадали и в Турцию, где их и копировали.

Композиция и размер обоих вариантов (как правило, 3 – 5 метров в длину при ширине в 2,5 – 3,0 метра) определялись их назначением – они находили широкое применение в быту знати и купцов. Такими коврами завешивали стены в домах, застилали полы и лестницы, раскладывали в садах султанских дворцов. Живые и яркие по краскам, привлекательные благодаря своеобразному сочетанию геометризованного и растительного орнамента, изделия Ушака в числе прочих предметов турецкого экспорта стали проникать и в другие страны, и в том числе в Англию.

Слава османских мастеров доходила и до далекой Англии, где их про­изведения ценились очень высоко и неоднократно воспроизводи­лись в живописи («Семейный портрет короля Генриха VIII»). Тогда же появились «звездчатые» варианты с введенными в орнамент борта гербами дворянских родов Англии, например, дома Монтегю. И сейчас еще иссле­дователи не выяснили до конца, были ли заказаны эти изделия в Ушаке или английские ткачи с поразительным умением повторили великолепные турецкие оригиналы.

Запись закрыта для комментариев.