В начало » Художественная галерея

Татарское искусство Крымского ханства. Татарский стиль

24 октября 2014 Нет комментариев

Татарское искусство Крымского ханства, декоративно-прикладное искусство в частности, татарский стиль в искусстве, характеризуется художественным многообразием.

Татарское искусство периода существования Крымского ханства, декоративно-прикладное искусство в частности, характеризуется художественным многообразием, импульсивностью, мозаичностью, абстрактностью, цветовой живописностью. Уникальность татарского искусства Крыма позволяет говорить о татарском стиле в искусстве, который проявляется в декоративно-прикладном искусстве, архитектуре, интерьере.

Татарское искусство имеет свои локальные особенности, и если говорить о татарском искусстве Крыма 15 – 18 вв., т.е. искусстве Крымского ханства, то нужно иметь в виду только зодчество и декоративно-прикладное искусство. В пластическом искусстве Крымского ханства живопись и скульптура не сложились как самостоятельные виды искусства, поскольку татарское искусство не было ни изобразительным, ни фигуративным, оно было предельно абстрактным.

Татарское искусство Крымского ханства, татарское декоративно-прикладное искусство в частности, характеризуется тяготением к абстрактности. Татарский художник не удовлетворялся стилизацией, абстрагированием от естественных форм, созданием отвлеченного и типового, он просто отказывается почти от всякого реального материала. Татарское искусство не изображает ничего, оно не изобразительно, – и вся сущность его построена на живописных формах и пятнах, одухотворенных законами ритма.

Татарское искусство Крыма 15 – 18 вв. не нуждается в строгой системе, в законах равновесия и симметрии,  соподчиненности общему плану, – оно импульсивно, оно стремится по естественному руслу, следуя его неровностям и изгибам, прибавляя один мотив к другому. Так и зодчий Бахчисарайского дворца не делил целое на части, соподчиняя их друг другу, он просто нанизывал одно частное за другим, как бы приставляя одно помещение к другому, – и вся прелесть его создания – в ритмичности его творческой души.

Татарское искусство Крымского ханства претерпело множество влияний и заимствований. Однако некая, на первый взгляд,  эклектичность татарского искусства Крыма не является его сущностью. Можно говорить о разных составных элементах в татарском искусстве, которые оказали на него влияние, но не стали его доминирующей частью или основой.

Татарское искусство имеет свои уникальные, присущие только ему, пути развития и сложившиеся особенности, что позволяет говорить о татарском стиле в искусстве.

Татарский стиль в интерьере проявляется в таких элементах как многообразие и дробность, мозаичность. Так, в интерьерах Бахчисарайского дворца нет доминирующего элемента и впечатления, которые заставили бы выразить нечто главное, что объединило бы этот комплекс, заставили взгляд остановиться на одном главном предпочтительно перед другими. Иное в Европе. Западноевропейскому искусству интерьера и построения дворцового комплекса присущи стремление к единству и общности впечатления, цельность и совершенность композиции, подчиненность деталей при выражении главной мысли архитектора и декоратора.

Татарский стиль в декоративно-прикладном искусстве ярко иллюстрируют предметы одежды, образцы вышивки и узорного тканья.  Крымские татарки достигли высокого мастерства в технике вышивки двухсторонней гладью, выполнявшейся цветными шелками, шерстью, золотой нитью. Вышитые женские и девичьи головные покрывала, мужские пояса учкуры, различные полотенца не только использовались в быту, но и, развешенные вдоль стен, служили украшением интерьера.

Татарский стиль в ювелирном искусстве также имеет свои неповторимые особенности. Большинство ювелирных изделий крымских татар выполнено из металлов в технике филигрань, скань, зернь и др. Наиболее распространенными были изделия из серебра и золота, причем в степной зоне предпочтение отдавали серебру, а в горной и южнобережной части Крыма – золоту.

Ювелирное искусство крымских татар характеризуется широким употреблением полудрагоценных камней, а также различных их имитаций из стекла и пасты. Самыми популярными камнями были бирюза — ферюзе, сердолик – акъыкъ, коралл – мерджан, янтарь – кербар, жемчуг – инджи, которые применялись как вставки в украшения либо как самостоятельные изделия (янтарные или коралловые бусы, браслеты).

Особую нарядность костюму крымских татарок придавали крупные пряжки поясов – филигранные, литые, чеканные, часто украшенные вставками цветного стекла. Мы предлагаем познакомиться с  уникальным произведением ювелирного искусства крымских татар из коллекции Бахчисарайского историко-культурного заповедника. Это золотой пояс «къушак» 18 в. Этот пояс, а также шапочка «фес» в 2009 г. были возвращены в фонды заповедника Венским музеем. Они выполнены в традиционной технике, однако в сравнении с другими ювелирными изделиями бахчисарайской коллекции имеют отличия в оформлении.

Запись закрыта для комментариев.