В начало » Искусство ислама

Шедевры декоративно-прикладного искусства Крымского ханства 16 — 17 веков

19 октября 2012 Нет комментариев

Шедевры декоративно-прикладного искусства Крымского ханства в книге «Тугра и Вселенная. Мохаббат-наме и шерт-наме крымских ханов и принцев в орнаментальном, сакральном и дипломатическом контекстах

Мохаббат-наме хана Джанибек-Гирея. 1630 г. РГАДА. Ф. 123. Шедевры декоративно-прикладного искусства Крымского ханства в книге «Тугра и Вселенная. Мохаббат-наме и шерт-наме крымских ханов и принцев в орнаментальном, сакральном и дипломатическом контекстах /Авторы — составители: Сагит Фаизов и Исмет Шейх-Задэ. – Бахчисарай-Москва, 2001. – 100 с.»

Исмет Шейх-Задэ: Послесловие к альбому «Тугра и Вселенная…»

Писать справа налево сложнее, чем вспоминать забытое.
Еще сложнее не замечать очевидного; трудно днём ощущать лунный свет, а ночью прятаться от зноя. Панически чураясь замызганной родни, точно знающей историю твоей болезни, затыкать нос в страстной попытке вдохнуть озон.  Отучившегося у классиков отечественного и зарубежного искусства, посетившего множество далёких и близких музеев, классиков хранящих, тебя вдруг подводят к стопочке писем. Адресовано тебе, пишут ближайшие родственники. Самому заглянуть было некогда, к  Шерт-наме хана Джанибек-Гирея. 1630 г. Фрагмент. Тугра. РГАДА, Ф. 123. тому же давно просрочено, написано задолго до твоего рождения. Разворачиваешь лист, другой, а дальше на столе уцелевшая простыня-эпоха в несколько столетий. Первое желание – узнать о чём, какими словами. Пробегаешь по строчкам, взгляд застывает, мысль не идёт дальше первого чувства: ты абсолютно безграмотен. Оказывается, твоё истинное существо – там, в совершенно другой стране, о которой настоятельно говорили классики. Если не прямо, так косвенно.  Мухаббат-наме Хусам-Гирея. 1635 г. Фрагмент. Тугра. РГАДА, Ф. 123.Не произнося, но подразумевая… Вот  сквозь паузы столетий пальцы отразились в золотой линии, там они кажутся чище, там золото выражено не в граммах, а в словах, чернила блестят кромешной глубиной, глянец бумаги еще помнит хрусталь полированного яйца. Учитель где-то рядом, его вдох насытил твои лёгкие. Хочется напроситься в подмастерья, выполняя любую черновую работу, только чтобы Он раскрыл секреты мастеров цветущего концентрата. Из тысяч дверей, обитых бронёй и дермантином, показал ту единственную, облупленную, что ведёт прямой дорогой в дивный сад. В грудь кольнул знакомый ключик: висит на сломанной цепочке, искривленной от лжи, засаленной от пота, закопченный от тревог. Во дни тягостных раздумий поскреби его, может он золотой?

Анна Шарибжанова: Об альбоме «Тугра и Вселенная…»

 Шерт-наме хана Богадыръ-Гирея. 1636 г.Фрагмент. Тугра. РГАДА, Ф. 123.В альбоме, составленном Сагитом Фаизовым и Исметом Шейх-Задэ, представлены уникальные памятники искусства прикладной графики Крымского ханства. Речь идет о туграх, украшающих мохаббат-наме (послания) и шерт-наме (с араб. «договор», договорные грамоты) крымских ханов и принцев 16 — 17 вв. из фонда «Сношения России с Крымом» Российского государственного архива древних актов (РГАДА, Ф. 123, Оп. 2, 3). Эти грамоты являются единственным массовым памятником крымскотатарской графики периода позднего средневековья, сохранившимся до наших дней.

Предметом изучения является тугра – каллиграфический герб, рукописный графический символ высшей государственной власти, которым заверяли грамоту или послание. Впервые в историографии предметом специального исследования стали именно тугры Крымского ханства.

 Мохаббат-наме хана Богадыръ-Гирея. 1637 г. Фрагмент. Тугра. РГАДА, Ф. 123.В своей работе авторы рассматривают вопросы, связанные с конструктивными особенностями тугровой графики Крымского ханства, цветовое решение тугры, её лексику, стили исполнения, дальнейшее изучение которых позволит в будущем выделить с большим основанием автора той или иной тугры.

 Шерт-наме хана Инайет-Гирея. 1636 г. Фрагмент. Тугра. РГАДА, Ф. 123. Особенности крымскотатарской тугры показываются в сравнении с туграми российских царей и османских султанов. Сравнительный анализ, а также выявление характерных черт крымскотатарской тугры позволяет авторам прийти к выводу о существовании самостоятельной крымскотатарской школы. К её особенностям относится, по мнению авторов, проступающая в художественном образе тугры культура степных кочевников. Зрительным воплощением этого внутреннего мотива являются также изображенные знамена с конскими хвостами и длинный шлейф тугры.

Пристальное внимание Сагит Фаизов и Исмет Шейх-Задэ уделяют «символико-художественной модели Вселенной», воплощенной в грамотах, центральным элементом которых является тугра. К сожалению, авторы не идут далее указания на вероятные источники для разрешения вопроса о символике тугры («монгольская и уйгурская дипломатика раннего средневековья», «ранняя исламо-тюркская дипломатика»). Это тема может стать предметом дальнейших исследований.

Публикация интереснейших памятников декоративно-прикладного искусства Крымского ханства является важнейшим этапом в деле их всестороннего изучения и осмысления. Знакомство с этими памятниками открывает перед читателями уникальную атмосферу, незабываемую картину великолепного и изысканного искусства Крымского ханства.

Запись закрыта для комментариев.