В начало » Искусство ислама

Шедевр исламской архитектуры: мечеть Анау в Туркменистане

1 сентября 2011 Нет комментариев

Шедевр исламской архитектуры — мечеть Анау в Туркменистане. Мечеть Анау не относится к числу известных мечетей мира.

Мечеть Анау в Туркменистане. Шедевр исламской архитектуры: мечеть Анау. 15 в. Туркменистан.

Шедевр исламской архитектуры — мечеть Анау в Туркменистане. Мечеть Анау не относится к числу известных мечетей мира, но является одним из уникальных памятников исламской архитектуры в мире. Её архитектура сложна и необычна, мечеть Анау является памятником тимуридского стиля в архитектуре. К сожалению, землетрясения 1948 г. нанесло мечети непоправимый ущерб.       

Постройка мечети Анау. Мечеть Анау была построена в правление султана Абул-Касима Бабера, как о том гласят надписи, в 1455/6 г. во имя некоего шейха Джемаледдина сыном его Мухаммедом. По-видимому, то был Мухаммед Худайдод, везир Абула-Касима Бабера и Султан-Хусейна Байкары, чья политическая деятельность связана была именно с областью Нисы, в состав которой входил и городок Анау. Мечеть воздвигнута на сложном, пересеченном рельефе оплывших стен средневековой крепости. По внешнему скату строительного участка расположен цокольный этаж, а на внутренней горизонтальной площади – первый этаж здания и двор.

Архитектура мечети Анау. Планировка здания сложна и необычна. Строение, по-видимому, совмещало функции мечети, возведенной у почитаемой могилы шейха Джемаледдина, и суфийской ханаки, при которой находилось общежитие дервишей. Цокольный этаж, включавший целую группу прямоугольных худжр, служивших для постоя паломников, обводит квадратный объем главного зала мечети. Зал этот просторен, высок, имеет на главной оси михрабную нишу, на трех других стенах – по два выхода к навесам, находящимся над кровлей цокольного этажа, и открыт обширной аркой своего айвана во двор. По обе стороны двора расположены два боковых крыла построек. Они неодинаковы по планировке, но оба включают по большому трехъярусному залу, игравшему роль либо аудитории-дарсханы, либо места радений – зиаратханы. К ним примыкает группа помещений – то в виде анфиладных галерей, то изолированных комнат-худжр.

      Мечеть Анау. 15 в. Туркменистан.Интерьер мечети Анау. Уникальный декоративный эффект сводчатых перекрытий. Единственной отделкой интерьеров служила гладкая ганчевая штукатурка стен, исключением являлся лишь главный зал мечети. А между тем все они оставляют ощущение неповторимого своеобразия, что достигалось виртуозным применением разнообразных вариантов той новой конструктивной системы сводчатых перекрытий, которая была разработана в Хорасане и Мавераннахре во второй трети 15 в. и которой суждено было сыграть в последующем огромную формообразующую роль во всем архитектурном строе интерьеров монументальной архитектуры Среднего Востока.

    Купол со свездчатым очертанием — новое конструктивное и декоративное решение. Эта конструкция получила название системы пересекающихся подпружных арок и щитовидных парусов. На смену традиционным тромпам, ячеисто- и перспективно-консольным парусам, осуществлявшим угловой переход от квадратного плана к восьмиграннику, на котором покоилась купольная скуфья, приходит купольное перекрытие звездчатого очертания, основанное либо на пересечении четырех сильных несущих арок, либо на пересечении гуртов арок, следующих законам правильного многогранника и образующих пространственные четырехугольные отсеки, так называемые «щитовидные паруса», либо, наконец, на комбинации двух этих приемов. Преимущество этой конструкции состоит в том, что она, сосредоточивая основные усилия лишь в восьми опорных точках углов, позволяет «раскрыть» интерьер и увеличить его свободный пролет, одновременно значительно уменьшая диаметр купола, в который как бы вгрызаются по законам звездчатой фигуры углы щитовидных парусов и замки подпружных арок. Здесь колоссальный выигрыш в завоевании внутреннего пространства, причем сама конструкция в значительной мере определяет и совершенно новый облик интерьера.

Шедевр исламской архитектуры: мечеть Анау. Фрагмент фасада до разрушения 1948 г. Туркменистан.Эффект воздушной легкости в интерьере мечети Анау: конструктивные инновации. В отличие от характерного для предшествующей эпохи отчетливого членения интерьера – стена, восьмигранный ярус парусов, купол – здесь уже с уровня панели возникают гурты упругих оболочек, осуществляющих постепенное нарастание изогнутых поверхностей парусов, полукуполов и главного купола, звездчатые контуры которых размещены в разных пространственных планах. В противовес господствующей до 15 в. тектонической разбивке, здесь создается пластическое оформление пространственной среды. В мечети Анау насчитывается до полутора десятков различных вариантов перекрытий. Одни из них создают взаимно открытые пространства, другие – систему легких оболочек, оформляющих замкнутый контур. Особенно выразительны решения обеих дарсхан, где чисто конструктивными средствами достигнут эффект воздушной легкости, перетекания архитектурного пространства от яруса к ярусу и мягкого рассеянного света, льющегося из подкупольного фонаря.

Интерьер главного зала мечети Анау. Интерьер главного зала мечети Анау более традиционен – купол его опирается на измельченно-сталактитовые паруса, в разбивку стен входит панель и трехъярусное членение стрельчатыми нишами и лоджиями в обрамлении плоских лопаток. В софите главной арки портала и в плафоне купола применена геометрическая орнаментация из резного, инкрустированного ганча (техника «часпак»), но лишь михраб, сплошь облицованный мозаикой, да решетки окон панджара, заполненные цветным стеклом, вводили колористические пятна в белизну интерьера .

Шедевр исламской архитектуры: мечеть Анау. Мечеть после разрушения 1948 г. Туркменистан.Фасад мечети Анау: архитектурные особенности и декоративное убранство. Основное декоративное богатство было сосредоточено на обращенном во двор фасаде мечети. Архитектонику портала определяет огромная арка, устои, расчлененные чередованием продолговатых и квадратных панно, сквозная верхняя аркатура и трехъярусные лоджии боковых крыльев. Все архитектурные членения обрамлены непрерывной полоской из шлифованных квадратных кирпичиков, выложенных с расшивкой швов. Тимпаны всех арок и арочек, а также прямоугольные панно с историческими надписями – над главным входом и в торце его – заполнены сплошными мозаичными наборами. Настенные панно содержат геометрические и эпиграфические мотивы, выполненные из цветных кирпичиков. Преобладает желтоватая фактура строительно-облицовочного кирпича, на фоне которого звучная синева мозаик вносит главные цветовые удары.

Огненно-желтые драконы мозаик Анау: оберег исламской святыни. Особенно оригинально в Анауской мечети художественное оформление тимпанов главной арки, где на фоне стилизованного древа со спиралевидными ветвями, усеянными белыми цветочками и желтыми остролистами, даны в геральдической схеме два извивающихся огненно-желтых дракона. Иконография их напоминает традиционный дальневосточный образ, который, однако, издавна был усвоен изобразительным искусством Среднего Востока. Драконы представлены здесь в качестве волшебных аждага – сказочных существ, охранителей прекрасного сооружения (оно названо в надписи «Домом красоты»), причем поразительно, что, в нарушение запретов ислама, они введены в качестве магического оберега культового мусульманского здания. Следует также подчеркнуть, что сами мозаики отличают высокие художественные качества – глубина и чистота тонов, красота цветопостроений и почти ювелирная тонкость резьбы. Мозаика с драконами из мечети Анау выставлены в Музее изобразительных искусств Туркменистана.

Источник: Пугаченкова Г.А. Искусство Туркменистана. Очерк с древнейших времен до 1917 г. – М.: Искусство, 1967. – С. 161 – 163

Запись закрыта для комментариев.