В начало » Выставки, конференции, гранты

История хаджа в памятниках древнего и современного исламского искусства

23 февраля 2012 Нет комментариев

История хаджа в памятниках древнего и современного исламского искусства, декоративно-прикладного искусства и в рукописях

Хадж. История хаджа в памятниках древнего и современного исламского искусства, декоративно-прикладного искусства и в рукописях — такова выставка «Хадж: путешествие в сердце ислама».

Нейл МакГрегор, директор Британского музея, отметил: «Эта выставка позволит широкой аудитории углубить её понимание значения и истории хаджа. В частности, это позволит не мусульманам изучить один из аспектов исламской практики и веры, которые они не в состоянии наблюдать, но которая играет такую важную роль в формировании всемирного исламского сознания».

История хаджа, духовный смысл и ритуалы, остались неизменными с 7 в. На выставке представлены великолепные объекты, в том числе исторические памятники и произведения современного искусства, текстиль и рукописи, которые должны воплотить в жизнь глубокий духовный смысл священных ритуалов, которые остались неизменными со времен пророка Мухаммеда, 7 века нашей эры.

Хадж. Итак, чтобы совершить великое паломничество, основную обязанность ислама, паломники, войдя в состояние сакрализации на священной территории – харам, – собираются в мекканской мечети седьмого числа месяца зул-хиджж для проповеди. На следующий день они отправляются за город в долину Мина, где совершают полуденную молитву и слушают проповедь, затем, еще через день, – к подножию горы Арафат, где они совершают стояние (вукуф) в течение всего послеполуденного времени, повторяя формулу лаббайка или читая личные молитвы. После захода солнца начинается бег (ифада) к холму Муздалифа, где читаются вечерняя и ночная ритуальные молитвы. Десятого числа, после новой проповеди, выслушиваемой стоя, паломники возвращаются в Мину для совершения особого обряда – бросания семи камней в одно из трех каменных нагромождений, существующих в этой местности: речь идет о древнем ритуале побивания камнями, воспринятом исламом, который видит в этом действе жест, отвергающий искушения Сатаны, жест, восходящий к Аврааму. Затем наступает время жертвоприношения, которое отмечает окончание хаджа, собственно говоря, хотя оно не имеет обязательного характера для паломника; тогда же паломник бреет голову в знак десакрализации, прежде чем вернуться в Мекку. Паломники проводят в Мине три следующих дня (с 11-е по 13-е), являющихся днями отдыха и удовольствия и носящих названия, которые, как и многие другие обряды хаджа, не имеют сколько-нибудь удовлетворительного объяснения. После чего они обычно совершают обряды малого паломничества в Мекке, а затем, на обратном пути, посещают могилу Пророка в Медине.

Малое паломничество, или умра, состоит только из ритуалов, совершаемых в Мекке: паломники делают семь ритуальных кругов вокруг Каабы (три первых – ускоренным шагом, еще четыре — нормальным), целуют «черный камень», произносят короткую ритуальную молитву за Престолом Авраама, испивают воды из источника Замзам, затем отправляются в Сафу, чтобы совершить семикратный «пробег» между двумя возвышенностями – Сафа и Марва. Этот комплекс обрядов можно производить в любое время года, но особое значение он приобретает в месяц рамадан.

Источник: Сурдель Д., Сурдель Ж. Цивилизация классического ислама. – Екатеринбург: У-Фактория, 2006. – С. 525 – 526.

Запись закрыта для комментариев.