В начало » Искусство ислама

Исламская архитектура Крыма: история и современное состояние

30 апреля 2014 Нет комментариев

Исламская архитектура Крыма. На момент завоевания Крымского ханства Российской империей, в Крыму существовало более 1600 исламских памятников архитектуры.

Архитектура Крыма. Дворец крымских ханов в Бахчисарае. На момент завоевания Крымского ханства Российской империей в Крыму существовало более 1600 исламских памятников архитектуры (1540 мечетей, 40 медресе и 28 текке) в шести городах и 1474 селах полуострова.

Исламская архитектура Крыма в 1805 — 1914 гг. Мечети Крыма. Вполне возможно, что такое же количество культовых сооружений сохранилось до 1805 года, когда, не принимая во внимание уезд Ялты, в Крыму было 1556 мусульманских религиозных сооружений. Полвека спустя, в начале Восточной ( Крымской ) войны 1853—1856 гг., количество мечетей сократилось до 1492. Во период 1860—1862 гг., более 200 тысяч крымских татар иммигрировали из Крыма в балканские страны и в Малую Азию,  владения Османской империи. Иммиграция осуществлялась из крымских городов и 784 деревень. В результате 330 деревень полностью опустели. Из-за значительного уменьшения численности населения на полуострове, там сохранилось только 803 мечети. В 1890 году губернские власти провели регистрацию и описание исламских сооружений. В результате было зафиксировано только 737 мечетей. Такое же количество мечетей просуществовала до 1914 года, когда, после окончания Первой мировой войны и Гражданской войны, число мечетей  уменьшилось до 632.

Исламская архитектура Крыма в 1917 — 1938 гг. С началом правления большевиков и принятия указа об отделении церкви от государства, мечети были переданы под руководство мусульманских общин. В 1930-е годы, с ростом атеистической пропаганды и гонений на религиозных деятелей, мусульманские религиозные сооружения были закрыты в основном под предлогом их неудовлетворительного содержания. Ветхие конструкции были демонтированы и стали рабочим материалом, те же, что сохранились, были переданы колхозам, которые использовали их как склады, клубы , школы, читальные залы, и т.д.

Мечети Крыма: 40-е гг. ХХ в. — начало ХХI в. Современная статистика по старинным мечетям Крыма (13 — 19 вв.). В 1938 году, последние действующие мечети были закрыты в Крыму. С депортацией крымских татар в 1944 году и до конца 1980-х годов, всё, что так или иначе напоминало о них в Крыму, в том числе кладбища, культовые сооружения, топонимика, было уничтожено. В настоящее время, по приблизительным подсчетам, в Крыму существует только 70 исламских религиозных объектов, которые были построены в период между 13 и 19 веками.

Культура Крымского ханства: проблемы исследования. В 1830 г. были сожжены почти все книги, касающиеся культуры Крымского ханства. Это  одна из причин, почему сегодня наши знания о крымской культуре довольно фрагментарны. Тем не менее, эта проблема может быть решена: зарубежная литература (в основном восточная ) содержит информацию о крымских художниках, музыкантах, ученых, а также об известных писателях и поэтах, известных во всём мусульманском мире в прошлом. Важные открытия были сделаны в России и в Крыму в сфере традиционной каллиграфии, орнаментального шитья, музыкального фольклора. После ликвидации Крымского ханства , культура Крыма была жестоко остановлен в своем развитии. Другими словами, нельзя даже говорить о её упадке (по Шпенглеру),  культурогенез в Крыму не был вообще завершен.

Использованные источники: Ibraim A. Abdullaev.  The Muslim Religious Constructions of the Crimea (13th — 19th сenturies); Valeriy Vozgrin. Architecture and art of the Crimean Khanate on the eve of its annexation by Russia (Problems of investigation of national culture) /International Symposium «CRIMEA, CAUCASUS AND THE VOLGA-URAL REGION: ISLAMIC ART AND ARCHITECTURE IN THE EUROPEAN PERIPHERY», Sept. 17−21, 2004; Jagdschloss Glienicke, Berlin; Convened by: Institute of Turkic Studies, Free University Berlin.

Запись закрыта для комментариев.