Главная » Ислам и идентичность

Образ женщины в искусстве

12 августа 2013 Комментариев нет

Тара Гоударзи. Зелёная чадра. 2009 г.

Прекрасный образ женщины в искусстве современной фотографии создан представителями экологического искусства в Иране – Тарой Гоударзи и Атефех Хас, а также современным лондонским фотографом Кирсти Митчелл.

Вопросы женской идентичности, места женщины в современном мире являются предметом научных и публицистических исследований. Искусство же воплощает сущность женщины, женственности, женской красоты. Однако сначала обратимся к истории. 

Образ женщины в древних культах. Древний культ Великой Матери. О положении женщины в древних обществах свидетельствует исключительная роль культа Великой Матери.
В гимнах Ригведы собирательный образ женщины — Великая Мать присутствует как богиня неба Адити – «Бесконечная», прародительница всех богов, в крито-микенской культуре – Тара Гоударзи и Атефех Хас. Другая крыша. 2008 г. Исфахан, Иран. Фото Хас Атефех.как богиня Ма-Дивия, в древнеегипетской – Кибела, в культуре древней Месопотамии – Иштар-Астарта. Эти культы говорят о тесной связи женщины со стихийными силами земли, близости к дикой природе, подземному миру, в частности, к погребальным культам древности.

Образ женщины в древнем искусстве. Женские демонические существа в древних земледельческих обществах.  Однако постепенно в древних земледельческих обществах, с развитием в них сферы «культуры», т.е. освоенной природы, где господствовал мужчина, женщина утрачивает своё равное положение с ним, теряет свой социальный престиж. С выделением скотоводства в эпоху неолита связь мужчин со сферой «культуры» усиливается. Кроме того, мужчина живёт как бы на периферии этой сферы, он вынужден выходить за её пределы (кочевое скотоводство, охота, военные походы), в то время как женщина живёт «внутри». Этим объясняется, в том числе и то, почему демонические существа в древнем искусстве чаще бывают женского рода – при их создании преобладала мужская фантазия, и естественно, что они наделяли демонов природы, обитающих за пределами «освоенного» мира, чертами лиц противоположного пола.Тара Гоударзи. Ноушахр. 2009 г.

Тара Гоударзи. Маска с фиолетовыми цветами. 2009 г. Утрата женщинами ведущей роли в древних культах — эпоха патриархата. Образ женщины и магия прядения и ткачества. С развитием патриархальных отношений социальная значимость женских занятий падает, что приводит и к утрате женщинами ведущих ролей в общественных культах. Углубляется в целом противопоставление в сакральной сфере «мужского» – «женскому», в особенности в обществах, где была высока престижность чисто «мужских» занятий (война, кочевое скотоводство). Так, для древних иранцев (имеются в виду южные и западные иранцы) раннеклассового периода, если судить по данным Авесты и другим текстам этого периода, характерно преобладание мужчин в сфере культа. По Авесте, женщина – олицетворение  зла и порока. Все важнейшие нововведения в области культуры связывают с мужчинами, даже такие «женские» занятия, как прядение шерсти, шитьё одежд из шкур. В повседневной жизни прядение и ткачество наделяются магическими  качествами. Особенно шерстяная пряжа, а также «обыденное» полотно, то есть изготовленное в течение дня, обладали ярко выраженными магическими свойствами. Они имели отношение к таким понятиям как плодородие, жизнь, творение, женские божества подземного мира, связь верхнего и нижнего миров. Магическими орудиями обладали и все орудия прядения и ткачества. Сама форма этих орудий – острое (веретено) и круглое (пряслице) с отверстием в центре – усиливала их магические свойства.

Тара Гоударзи. Фея в лесу Ноушахр Машалак. 2009 г.Спустя тысячелетия в Иране, традиционные женские искусства – прядение и ткачество – усилиями молодых иранских женщин, Тары Гоударзи и Атефех Хас, возвращаются в  ранг социально престижного действа. Привлекают внимание их работы, напоминающие огромные фигурные сети-путины из пряжи, которыми они укрывают большие пространства – в воздухе и на земле. Сегодня подобные работы относят к направлению в искусстве, которое получило наименование экологического. Однако его сущность и причины появления связаны не только с попыткой ввести, например, такие традиционные ремесла как прядение и ткачество, в ранг высокого искусства, но и с желанием женщины идентифицировать себя в современном мире, возвратить принадлежавший ей некогда мир, связанный со стихийными силами земли и дикой природой.Тара Гоударзи. В Танг Хотан. 2009 г.

Процесс идентификации женщины в современном мире сегодня напрямую связан с выяснением сущности женщины, женственности, женской красоты. Ряд художников и на западе, и на востоке трактуют в искусстве образ современной женщины вне рамок сферы «культуры», наделяя её магическими и сверхъестественными силами. Нельзя сказать, что это нечто новое в искусстве. Так, в искусстве прошлого есть замечательные примеры, когда образ женщины трактовался именно в этом ключе. Самое последнее и Тара Гоударзи. Фея в деревне Полоур. 2009 г.яркое решение этой темы отражено в творчестве  прерафаэлитов, очарованных сюжетами, где женщина была связана с магией и сверхъестественными силами («Сидония фон Борк» или «Заколдованный Мерлин» Эдварда Бёрн-Джонса).  Образ демонической, связанной с дикой природой, женщины в искусстве не нов, вызывает удивление его появление именно сейчас, в реалиях современного мира.

 Итак, Лондон. За свои фотографии Кирсти Митчелл была признана лучшим концептуальным фотографом 2012 года. Она начинала как любитель – фотограф-документалист. В фокусе её внимания еще не так давно были жизнь улиц в крупных городах – Гонконге, Барселоне, Лондоне, где она живёт, и начинала трудиться в сфере дизайна одежды, которую оставила ради фотографии. Устав, видимо, от уродства повседневности, образов грязи, нищеты и старости, которыми изобилуют её ранние фотографии, она обращается в мир иллюзий, создавая свою собственную реальность. Появляются изумительные по своей красоте женские образы, увиденные, по Кирсти Митчелл, во сне. Но этот сон – результат огромной работы. За этими образами стоит прекрасное знание и любовь к старому искусству: девушки Митчелл парят вКирсти Митчелл. Слепая красота преданности. воздухе словно Мадонны С. Боттичелли, они так же поэтически фантастичны как Офелия Д.Э. Миллеса. Но главным источником вдохновения, на наш взгляд, являются образы, почерпнутые автором фотографий в мифологии британских островов. Кирсти Митчелл воссоздает образ озёрных дев из валлийского фольклора, писаных красавиц, высоких, стройных, с роскошными золотистыми волосами Кирсти Митчелл. Принцесса Эйфория.до талии и чудесной молочно-белой кожей. Может быть, кто-то заметит среди женских образов Кирсти Митчелл и «ланнан ши», в фольклоре жителей острова Мэн «прекрасных возлюбленных». Этот кровожадный дух в женском обличье живет близ родников и источников. По поверью, она является какому-либо мужчине в образе писаной красавицы, незримой для всех остальных. Если человек поддастся на обольщение, он погиб: она выпьет его кровь. Конечно же, королева Елизавета от Кирсти Митчелл, это и дань историям ирландского и шотландского фольклора – героическим фейри, аристократам Волшебной страны – сидам. Они ведут свой род от Туата Де Дананн. Сиды высоки ростом и красивы настолько, что людям ни в коем случае нельзя смотреть на них. Одного их прикосновения достаточно, чтобы свести человека с ума; стрелы сидов, с пропитанными ядом наконечниками, убивают на месте. Правит сидами королева Медб – красавица в белой шелковой мантии, с голубыми глазами и длинными волосами. Тот, кому доведется её увидеть, умрет от любви и тоски.

Кирсти Митчелл. Владычица озера.Фотографии К. Митчелл без холста и масла передают атмосферу сказки и безудержной фантазии древней и новой британской культуры, становясь содержанием её новейшей истории. Тема женской красоты и женственности предстаёт перед нами в интерпретации молодой британки, обратившейся к своему детству, к своим корням, нашедшей в своей культуре и истории источник для вдохновения, для создания в искусстве образа совремнной женщины.

А теперь Тегеран. Молодая иранская женщина-фотограф, Атефех Хас обращается с поэтичными посланиями к  земле и природе. Она создает портрет, отмеченный ясностью, простотой и естественной красотой, в котором женщина неотделима от природы, вышла и уйдет в неё когда придет время.Атефех Хас. Из серии «Парик». Остров Гормоз. 2010 г.

Примечательны образы женщины Тары Гоударзи. Её серии женских образов – это грани еще не созданного портрета, у которого есть черты характера, но они не нашли еще собственного отражения в лице портретируемого. Её женщина – это и фея древнеиранского фольклора, но её лица мы не видим, видим лишь цветы, скрывающие её лицо, и косы – длинные волокна зелени растений, выбивающиеся из-под косынки.

Атефех Хас. Из серии «Парик». 2009 г.Видимо, что автор фотографий в поиске. Она еще только всматривается в себя, пытаясь ответить на вопрос кто же она.  Видим женское лицо, пытливо изучающее себя в  зеркале или же тело в позе эмбриона, втиснутое в тесное пространство природной среды. Она пытается ощутить свою причастность к древнему миру иранской земли, его прошлому и настоящему. Вот мы видим её лежащей на полу гробницы Анахиты, вот она протягивает руки к царям на монументальной стеле парфянского времени, в искусстве которого органично вплетены традиции эллинистического и древнеиранского (ахеменидского) искусства, которое стало новым этапом в развитии искусства всего ближневосточного и средиземноморского мира (поздняя Римская империя и Византия).

Мы видим также Тару Гоударзи и на фоне памятника исламского искусства. Особенностью подхода Тары Гоударзи является то, что её поиски сущности женственности и женской красоты охватывают всё поле древней иранской культуры и искусства, она не заключает себя в рамки только исламского искусства, как, например, Анахита Нороузи. Такой подход осложнит работу фотографа, но несомненно обогатит  тот образ современной восточной женщины, который еще только формируется в сознании Тары Гоударзи. В этом смысле интересна фотография, на которой запечатлена женщина, укрытая в чадру, сотканную из зелени растений. 

Атефех Хас. Выставка в Лэйл Гэлери. 2008 г. Тегеран. Иран.Сравнительный подход позволяет выявить общие и отличительные черты в формировании образа современной женщины в разных, но не противоположных, частях ойкумены. Основанный на различных культурных традициях, образ женщины в современном искусстве фотографии вводит её в круг природы, иллюзий и волшебства, изымая женщину из сферы «культуры». Мы столкнулись сегодня с общим видением сущности женственности в разных культурных традициях, что еще раз подчеркивает мнение о том, что не существует культуры в единственном числе, есть лишь соотношение культур.

Автор текста: А.А. Шарибжанова.

Источник
Источник
Источник

Искусство ислама

Оставить комментарий или два

Вы можете подписаться на комментарии по RSS.

Будте вежливы. Не ругайтесь. Оффтоп тоже не приветствуем. Спам убивается моментально.

Перед отправкой формы: