Главная » Ислам и идентичность

Иранский художник: аккультурация, культурное обособление, формирование идентичности в традиционном исламском обществе

29 марта 2012 Комментариев нет

Хайриш Шива. Серия «Угол». 2011 г. Галерея Этемад (Ниаваран, Иран).Иранский художник Хайриш Шива представляет современное иранское искусство. Творчество этого молодого художника является ярким примером культурного обособления и аккультурации, процесса формирования идентичности в традиционном исламском обществе, служит источником для изучения психологии представителей передовой художественной среды в современной иранской культуре. 

Напомним, что в археологии и этнографии нет культуры в единственном числе, – есть лишь соотношение культур. Есть только двойственный процесс: культурного обособления (создание всевозможных отличий «нас» от «них») и культурной ассимиляции («аккультурации») путём заимствований и приобщения. В случае современного художника Х. Шива (Hiresh Shiva, род. 1980) мы наблюдаем яркий пример аккультурации и культурного обособления, процесса формирования собственной идентичности в исламском обществе.

Иранский художник Х. Шива словно списывает персонажи своих картин с героев популярных американских комиксов, наделяет их человеческим обликом, повадками насекомых и рептилий. С другой стороны, персонажи иранского художника имеют яркие черты, отсылающие зрителя к исламскому искусству — архитектурному орнаменту, набранному из кирпичиков. Хайриш Шива буквально выстраивает свои персонажи из многочисленных коричневато-белых и голубых кирпичиков, которые вызывают в памяти шедевры исламского архитектурного орнамента 11 – 13 вв. Видимо, художник не остался безразличен к удивительным эффектам кирпичной орнаментации 11 – 13 вв., где кирпич – само тело и конструкция здания, где он формирует стены, колонны, ниши; создает подвижную, постоянно меняющуюся поверхность, где он одновременно функционален и декоративен. Вместе с тем, в каждом фрагменте орнамент законченно ясен, безукоризненно чист и четок. Здесь соблюдена математическая точность. Геометрический орнамент прост, лаконичен, словно переведенная в объемную плоскость математическая формула. Орнамент «воплощает торжество разума и целесообразности, гармонию разумности и художественности». Вот те свойства, в которых раскрывается красота и великая сила искусства той эпохи.

Хайриш Шива. Серия «Угол». 2011 г. Галерея Этемад (Ниаваран, Иран).Творчество молодого иранского художника показывает те сферы, которые оказывают влияние на формирование его творчества и собственной идентичности. Он обращается к американской массовой культуре, создавая образы современного человека, беззащитного и исполненного одиночества. Иранский художник неотделим и от исламской художественной культуры, источника его вдохновения и художественных решений, которая пленяет своей гармонией, разумностью, целесообразностью, чего так не хватает в современном обществе. Исламское искусство неотделимо от творчества молодого художника, представляющего современное иранское искусство, использование мотивов исламского искусства стабилизирует хрупкие и безликие образы, которые он создаёт.

Составитель текста: А.А. Шарибжанова.

Источник: Искусство Средней Азии эпохи Авиценны: Альбом /Автор текста и сост. альбома Лютфия Айни. – Душанбе: Ирфон, 1980. – 219 с.; Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории (Проблемы палеопсихологии). – М.: Мысль, 1974. – 487 с.; Мавзолей Фахреддина Рази в Куня-Ургенче. Вторая половина 12 в./Пугаченкова Г.А. Искусство Туркменистана. Очерк с древнейших времен до 1917 г. – М.: Искусство, 1967. – 327 с.

Источник

Искусство ислама

Оставить комментарий или два

Вы можете подписаться на комментарии по RSS.

Будте вежливы. Не ругайтесь. Оффтоп тоже не приветствуем. Спам убивается моментально.

Перед отправкой формы: