В начало » Искусство ислама и европейская культура

Искусство Золотой Орды: готические соответствия в стиле золотоордынской художественной керамики

23 декабря 2011 Нет комментариев

Художественный стиль керамики в Золотой Орде 13 – 14 вв. складывается не без влияния традиций и элементов, пришедших из Ирана, Кавказа, Средней Азии

Золотая Орда. Поливная чаша с подглазурной росписью. Новый Сарай (Сарай-Берке).Художественный стиль керамики в Золотой Орде 13 – 14 вв. складывается не без влияния традиций и элементов, пришедших из Ирана, Кавказа, Средней Азии и в какой-то степени свойственных вообще исламскому художественному керамическому ремеслу, в сочетании с заимствованием у Византии, Крыма и т. п.

Происходит выработка своего стиля художественной керамики. В значительной мере он смешанный и синкретический, но вместе с тем поддающийся анализу именно как определенный стиль керамики, а не как механическая совокупность декоративных предметов, не связанных стилистически друг с другом.

Керамика Золотой Орды является важнейшей частью золотоордынского декоративно-прикладного искусства. Художественный стиль керамики Золотой Орды, впечатление от её узоров можно передать словами А. Э. Бринкмана, сказанными по отношению к готическому орнаменту. Готический орнамент «производит впечатление насильственно стиснутой живой поросли, стремящейся выбиться за пределы отведенного ей места. Орнамент покоится не на плоскости, он как бы за ней. Глубина его неопределенна, — многие листья точно сжаты, другие выпячиваются наружу или уходят назад».

Сцены с изображениями животных, людей, всадников, иногда весьма сложные, помещались в круглое клеймо на дне сосуда, показывающее его центр. Геральдическая застылость и неподвижность изображений соответствовали центральному положению этой зоны на дне открытой чаши. По краю сосуда шел ритмичный непрерывный орнамент, подчеркивающий круглую форму предмета.

Золотая Орда. Поливная чаша с подглазурной росписью. Новый Сарай (Сарай-Берке).Мотивы и структура орнамента на керамике Золотой Орды. Разбивка орнамента на зоны, четко отделенные друг от друга и вместе с тем уравновешенные, характеризовала и беспредметные узоры на предметах. Значительная серия полихромной керамики на кашине имеет в центре цветок лотоса — принесенный с Востока орнаменталь­ный мотив, широко распространившийся в искусстве Золотой Орды. Золотая Орда. Поливная чаша с подглазурной росписью. Сарай (Сарай-Бату).Встречаются чаши с кругом на дне и с шестиконечной звездой, вокруг располагаются медальоны с трилистниками, побегами растений, идущими между этими медальо­нами.

Встречаются пиалы, где центр также занимают большие круги, иногда с колесовидным орнаментом. Движение по кругу, начатое в центре, получало потом продолжение в массе колесовидных фигур (распустившихся цветов на тонких стеблях с тонкими листьями), заполнявших всю поверхность чаши. Иногда вся поверхность сосуда, за исключением небольшой внутренней розетки, наполнялась мелкими цветами.

Источник: Фёдоров -Давыдов Г.А. Искусство кочевников и Золотой Орды. Очерки культуры и искусства народов Евразийских степей и золотоордынски городов. — М.: Искусство, 1976. — 228 с.

Запись закрыта для комментариев.