В начало » Искусство ислама

Искусство каллиграфии

30 января 2014 Нет комментариев

Искусство каллиграфии в исламском искусстве каллиграфическое написание арабского письма, арабская каллиграфия.

Искусство каллиграфии. Плитка. 1308 г. Иран. Кашан. Метрополитен музей.Искусство каллиграфии в исламском искусстве – это каллиграфическое написание арабского письма, арабская каллиграфия. Каллиграфия как искусство ценится как искусство письма – красивого и чёткого.

Слово «каллиграфия» (kalligraphía) имеет греческое происхождение и переводится как красивый почерк. Происходит «каллиграфия» от двух слов: kallós – красота и grápho – пишу.

Арабская каллиграфия заключала в себе религиозно-символическую идею священного характера письма.  Не случайно ее называют единственной в исламском мире сакральной иконографией и как зримое воплощение слова – божественного разума – самым арабским из пластических искусств. Значение арабской каллиграфии вышло далеко за пределы культа.

Искусство каллиграфии. Диван Султан Хусейн Мирза. Каллиграф Султан Али Машхади. Герат, Афганистан. 1500 г. Метрополитен музей.Искусство каллиграфии в странах, где ислам определял границы в изобразительном творчестве, стало источником разнообразных орнаментально-ритмических композиций. Подобные каллиграфические композиции нередко сочетались с геометрическими и растительными узорами, становились неотъемлемой частью книжной миниатюры. Арабская каллиграфия украшала памятники исламской архитектуры (архитектурная эпиграфика). Слово Корана, включенное в орнамент архитектурного убранства памятников исламской архитектуры, выполняло декоративную и изобразительную функцию. В своем зрительном воплощении оно становилось вечным, запечатленным на века.

Искусство каллиграфии. Образцы каллиграфических почерков 16 – 17 вв.Рукописные книги, которые украшались миниатюрами, создавались трудом целого коллектива мастеров. Бумагу, предназначенную для рукописи, специально обрабатывали, полировали, иногда окрашивали. Затем приступали к переписке текста рукописи. Арабскому письму, которым была написана священная книга – Коран, мусульманская традиция приписывала божественное происхождение. Поэтому на Ближнем и Среднем Востоке, где получила распространение арабская письменность, искусство каллиграфов пользовалось особым уважением.

Однако не только религиозное чувство, но и чисто художественные достоинства письма делали каллиграфию высоко ценимым видом средневекового исламского искусства. Одним из первых – еще в 7 в., был создан куфический почерк (шрифт «куфи») – прямолинейный и угловатый по начертанию. Позднее возникло ещё шесть канонизированных почерков каллиграфии: «насх», «сульс» и др. Каждый из мастеров каллиграфии работал с определённым почерком.

Искусство каллиграфии. Коран. Багдад. 1308 г. Метрополитен музей.Насчитывают более 20 шрифтов арабской каллиграфии. Угловатый куфический шрифт («куфи») в искусстве каллиграфии был, например, удобен при выкладке изразцовыми кирпичиками, шрифтами «сулюсом» и «насхом», имеющими ровные и красивые очертания букв, обычно писали Кораны и другие религиозные тексты. Мелкий изящный, точно бисерный шрифт «рик’а» был самым употребительным в скорописи, письмах, а для официальных султанских указов – бератов и ферманов – использовались преимущественно шрифт «джери» и «дивани».

Арабская каллиграфия. Памятник 7 в.Буквы арабского алфавита имеют свои законы начертания, в значительной мере обусловленные стремлением к красоте почерка, к гармонии его линий и форм. Пожалуй, нигде в мире письменность не получила такого эстетического значения, как в исламском искусстве. Артистизм исполнения букв требовал особого таланта, достигался длительным упражнением и навыком, накопленным годами. Ценилась не быстрота письма, а художественные качества его исполнения. В одном из руководств для мастеров каллиграфов сказано: «Если за день будет переписано десять двойных стихов, то какое изящество может быть в этом почерке? Если хватит терпения, пиши в день лишь два двойных стиха, а если нет – один». Каллиграфии как виду искусства придавалось также этическое значение: «чистоту письма» считали признаком «чистоты души».

До нас дошли лишь некоторые имена знаменитых мастеров искусства каллиграфии. Старинные трактаты о каллиграфах, как правило, приписывают создание почерка «куфи» зятю пророка Мухаммеда халифу Али ибн Абу-Талибу. В Багдаде  работали выдающиеся мастера каллиграфии Ибн Мукла (10 в.), Ибн Бавваб (11 в.), Якут Мустасими (13 в.).  Среди крупнейших мастеров каллиграфов Ирана и Средней Азии – мастера каллиграфии Мир Али Тебризи (14 в.), Султан Али Мешхеди (15 в.), Мир Али Харави, Шах Махмуд Нишапури, Ахмед аль-Хусейни (16 в.).

Искусство каллиграфии. Михраб. 1354 г. Исфахан. Иран. Метрополитен музей.Шрифты «куфи» и «насх» – два главных типа в средневековой арабской каллиграфии. Но их использование выходило за пределы высокого искусства, применялось и в создании повседневных вещей. При этом первоначальное значение надписи часто утрачивалось, арабская каллиграфия превращалась в орнаментальный мотив. Так, буквы шрифта «куфи» на средневековой среднеазиатской керамике выполнены то тонким, очень рельефным валиком, с заостренными концами, то широкими, плоской резьбы контурами, местами с растительными навершиями, или с «узлами счастья».

Почерк шрифта арабской каллиграфии «насх» предстает гибким, с причудливыми петлями, нередко в переплетении с растительными элементами.Искусство каллиграфии. Коран. Фрагмент. Каллиграф Умар Акта. Ок. 1400 г. Центральная Азия (возможно Самарканд). Метрополитен музей. Каллиграфические надписи были не религиозного содержания: это всякого рода традиционные благопожелания – богатства, могущества, здоровья, счастья, довольства и пр. Далеко не все из них выполнены грамотно, а в ряде случаев это просто нечитаемые «псевдонадписи». Бесспорно, что изначальный, «образцовый» текст изготовлялся искушенным в своем деле мастером каллиграфом, но со временем, копируя его в бесчисленных повторах, мастера – керамисты делали все больше искажений, доведя каллиграфическую арабскую надпись в конечном счете просто до бессмыслицы. Тем более что базарный потребитель всех этих штампованных кувшинов и графинов был и совсем несведущ если не в письме, то в арабском языке. При всем том мастера керамисты сохраняли здесь самое, с их точки зрения, главное – орнаментальную выразительность буквенных знаков, не очень заботясь о существе их сочетаний.

В Хорасане приверженность к геометризму линий находит отражение и в архитектурной эпиграфике – здесь стойко сохраняется каллиграфический шрифт «куфи», которое эволюционирует от архаически строгого шрифта «куфи» (фасады мавзолеев Абдуллы бини Бурейды, Ярты-Гумбез) к более вычурным и плавным выгибам букв с узорным усложнением концов «цветущего куфи». Между тем в мавзолее Фахреддина Рази использован шрифт «насх» – со стройными линиями вертикальных букв и замысловатой вязью горизонтальных, – плавно бегущие линии которого гармонически сочетаются со сложными переплетениями растительного узора.

Запись закрыта для комментариев.