Главная » Искусство ислама

Ювелирное искусство исламского мира: Туркмения

4 октября 2011 Комментариев нет

Чапраз - нагрудное украшение туркменской женщины.

 Ювелирное искусство Туркмении занимает особое место в истории этого древнего искусства. В ювелирном деле исламского мира изделия туркменских мастеров предельно отличаются от украшений других народов Средней Азии.

Важной составной частью женского одеяния, с его строгим вишнево-красным однотонным колоритом, являются ювелирные украшения, часть которых предназачалась на каждый день, а часть одевалась только в связи с праздничными событиями. Туркменские ювелирные изделия радикально отличаются от предметов украшения большинства других среднеазиатских народов. Выполнялись они с удивительным мастерством. Девичьи шапочки — тахя — имели вид заостренного маленького шлема, от макушки которого лучами расходились серебряные подвески. Замужние же женщины одевали высокий борик, напоминающий античный калаф (статуэтки Маргианской богини из Мерва увенчаны подобными головными уборами), на котором закреплялось сложное ажурное украшение — илдиргич с массой бляшек и ниспадающих подвесок. Серебряный дождь подвесок и фигурных бляшек рассыпается и с букав — массивного нагрудного украшения, в центре которого помещена гульяка, огромная розетка с резными краями и массой вставок, обычно из сердолика, иногда — из цветного стекла.

Некоторые изделия покрывались позолотой, но туркменки всегда предпочитали серебро, которое гораздо гармоничнее согласуется с красным фоном одежды и сердоликовыми инкрустациями. На праздничном верхнем халате нередко прикреплялись ромбические медальоны — чапраз, с которых также спускалась серия сложнофигурных подвесок. Солнцевидные гульяка, сложные лучевидно обрамленные серьги, замысловатые сердцевидные подвески для кос, многорядные, сплошь облегающие руку почти от локтя до запястья браслеты-билезик, свита взаимосвязанных перстней, одеваемых сразу на все пальцы — в какие глубины веков восходит узоротворчество туркменских ювелиров, запечатлевших формы, аналогии которым неожиданно всплывают в античных и доантичныхвременах!

Вся поверхность ювелирных изделий покрывалась изящным орнаментом, причем площадь орнаментального покрытия несколько превышала площадь фона. Туркменские ювелиры не любили ни филиграни, ни измельченных деталей — элементы больших уборов почти архитектоничны и следуют строгому ритму, четко выделяясь своими крупноузорными очертаниями на красном фоне одежд. Особая ясность и четкость ритмов и орнаментальных форм присуща текинским ювелирным изделиям. Иомудское серебро отличается большей пышностью и декоративным богатством, хотя некоторая дробность деталей и ослабляет общую цельность впечатления.

Источник: Пугаченкова Г.А. Искусство Туркменистана. Очерк с древнейших времен до 1917 г. – М.: Искусство, 1967. – С. 173 – 174.

Искусство ислама

Оставить комментарий или два

Вы можете подписаться на комментарии по RSS.

Будте вежливы. Не ругайтесь. Оффтоп тоже не приветствуем. Спам убивается моментально.

Перед отправкой формы: