Главная » Искусство ислама

Тебризская миниатюра 1530 — 1540-х годов

11 ноября 2011 Комментариев нет

Султан Мухаммед. Хосров любуется купающейся Ширин. Миниатюра из «Хамсе» Низами. 1539 – 1543 гг.Художники тебризской (иранской, персидской) школы миниатюры: Султан Мухаммед, Ага Мирек, Мир-мусаввир, Мирза-Али, Мир-Сейид Али, Музаффар Али, Мухаммеди, Сагид-бек Афшар.

В истории тебризской школы миниатюры различают два этапа: первый, охватывавший время до конца 1520-х гг., и второй, пришедшийся на 1530—1540-е гг. Расцветом для тебризской школы миниатюры стал 16 век, когда Тебриз стал столицей первого шаха из династии Сефевидов Исмаила I (1487 — 1524). 

Тебризская (иранская, персидская) миниатюра: стилевые особенности. Стиль тебризской миниатюры был связан корнями с местной художественной традицией, творчески воспринял лучшее, что было создано до этого художниками Ближнего и Среднего Востока, в том числе и достижения тимуридской миниатюры Герата. Сущностью тебризского стиля 16 в. были изысканная декоративность и поэтическая повествовательность.

Не только события современности, но и сказочные сюжеты произведений Фирдоуси, Низами, Хафиза тебризские художники представляли в знакомой им среде, наполняли трепетом окружавшей их жизни. Мастера-миниатюристы тебризской (персидской или иранской) живописи 16 в. отвергли присущий живописи предшествующих столетий принцип «немногословности» и с увлечением предавались повествованию об окружавшей их действительности, о событиях преимущественно придворной жизни. Однако повествовательность эта выступала в неразрывной связи с образным строем средневековой миниатюры, пронизанной обостренным декоративно-художественным чувством. Фигуры и предметы на миниатюрах тебризских художников-миниатюристов живут в узоре, сотканном из тончайших линий рисунка и каскада цветных пятен. Тебризские миниатюры отличаются изысканной композицией. Даже самые сложные многофигурные сцены проникнуты стройным линейным и цветовым ритмом. Плавная линия, очерчивая фигуры, наделяет их живой выразительностью, эмоционально и остро передает их движения. Богатая гамма чистых и ярких, сверкающих красок усиливает эмоциональное звучание художественного образа, рождающего возвышенное и целостное чувство прекрасного.

Мастера-миниатюристы тебризской (персидской, иранской) миниатюры. Расцвет тебризской миниатюры связан с 1530—1540-и гг. и именем выдающегося иранского и азербайджанского художника-миниатюриста Султана Мухаммеда, «единственного в своей эпохе», по мнению современника мастера и автора трактата о каллиграфах и художниках Дуст-Мухаммеда. Султан Мухаммеду принадлежат две подписные миниатюры в рукописи «Диван» Хафиза (конец 1520 – начало 1530-х гг., Фогг, Кембридж, США), уникальная двойная миниатюра в рукописи 1549 года Джами «Золотая цепь» (Российская национальная библиотека, Санкт-Петербург). Одна из них – «Попойка» – оригинальна не только по сюжету, но и в композиционном отношении. Также он создал иллюстрации к «Хамсе» Низами (Британский музей, Лондон) в 1539 – 1543 гг.

Султан Мухаммед (?). Принц, читающий книгу. Середина 16 века.

В украшении рукописей второй половины 16 в. миниатюрами соревновались лучшие художники-миниатюристы эпохи: Султан Мухаммед, Ага Мирек, Мир-мусаввир, Мирза-Али (сын и ученик Султана Мухаммеда), Мир-Сейид Али (в середине столетия уехал в Индию, где сыграл заметную роль в сложении «монгольской» миниатюры), Музаффар Али, Мухаммеди (второй сын Султана Мухаммеда, который начал свою деятельность в Тебризе, продолжил в Казвине, где сыграл важную роль в формировании местной школы миниатюры, имевшей большое значение в истории иранской живописи конца 16 – начала 17 в.), Сагид-бек Афшар.

Художник-миниатюрист Сагид-бек-Афшар в своем искусстве развивал реалистические тенденции, обозначившиеся в творчестве Мухаммеди. Создавал он не миниатюры, предназначенные для книги, а самостоятельные станковые графические произведения бытового жанра. В исполнении их главная роль отводилась рисунку; в передачи пейзажа художник прибегал к перспективному уменьшению удаленных предметов. Садиг-бек был поэтом и учёным, в одном из разделов своего трактата «Ганун ос-совар» («Канон изображений») он пишет: «Если искусство изображения станет твоей мечтой, [лишь] природа может быть твоим устадом (учителем)».

Музаффар Али (?). Рустам преследует Аквана. Миниатюра из рукописи «Шахнаме» Фирдоуси. Портретная миниатюра в тебризской (персидской, иранской) живописи 16 века. Наряду с книжной иллюстрацией в Тебризе получили распространение миниатюры на отдельных листах, условно названные портретами. В сефевидском придворном искусстве 16 ст. в «портретной» миниатюре возобладал идеализированный образ молодого изнеженного юноши, отдыхающего в изнеженной позе. Одно из лучших произведений этого рода, происходящее из альбома Бахрам Мирзы, имеет подпись Султана Мухаммеда, который изобразил, предположительно, самого шаха Тахмаспа. Султану Мухаммеду приписывают также «портреты», вклеенные в «муракка» (альбом) Российской национальной библиотеки. На одном из них изображен молодой человек, сидящий на табурете, заложив ногу за ногу.

Источник: Бретаницкий Л., Веймарн Б. Искусство Азербайджана IV – ХVIII веков. – М.: Искусство, 1976. – 272 с.

Искусство ислама

Оставить комментарий или два

Вы можете подписаться на комментарии по RSS.

Будте вежливы. Не ругайтесь. Оффтоп тоже не приветствуем. Спам убивается моментально.

Перед отправкой формы: