Главная » Искусство ислама

Стамбул: мечеть Шах-заде зодчего Синана

13 октября 2011 Комментариев нет

Османская архитектура. Мечеть Шах-заде. 16 в. Архитектор Синан. Развитие османской архитектуры тесно связано с именем великого зодчего Синана. Особенно прославил он свое имя в трех самых замечательных сооружениях: мечети Шах-заде, Сулеймание и Селимие

Архитектор Синан. Синан, грек по национальности, родился в 1489 г. или 1490 г. в городе Кайсери. Еще в юности участвуя в нескольких войнах, Синан проявил себя не только храбрым воином, но и способным строителем. Взяв за основу храм св. Софии, он творчески развил заимствованную форму.

Легенды о мечети Шах-заде в Стамбуле. Первая мечеть — Шах-заде была закончена в Стамбуле в 1548 г., при­чем ее строительство имеет свою легендарную историю. По преданию, султан Сулейман I Великолепный из-за интриг жены Хюррем султан (Роксоланы), получил ложный донос и велел умерт­вить своего сына Мустафу, которого подозревал в измене. Горячо любив­ший брата, другой сын султана Сулеймана I Великолепного — Джихангир — не мог вынести горя и вскоре также умер. Раскаявшийся впоследствии Сулейман приказал воздвигнуть в честь обоих братьев мечеть и назвал ее Шах-заде, что с турецкого переводится как «принц, наследник престола»

Архитектурные особенности мечети Шах-заде. Шах-заде — это квадратное в плане здание, облицованное гладким тесаным камнем; высокие ровные стены прорезаны удлиненными стрель­чатыми окнами, которые часто вписаны в такие же стрельчатые арки и ниши. Плавный переход от основания к куполу — широкому и несколько сплюснутому — осуществлен при помощи умело введенных четырех полуку­полов, примыкающих к центральному, а также четырех куполов и башенок по углам. Тем самым основные объемы составляют единое целое, несколько напоминающее по силуэту шатер или пирамиду. Все это полностью соответ­ствует идее создания сооружения, выделяющегося прежде всего своей монументальностью. Дополняют комплекс Шах-заде большой квадратный двор с фонтаном посередине и два массивных минарета  .

Османская архитектура. Интерьер в османском стиле. Разрабатывая интерьер, Синан стремился опять-таки к монументаль­ности. С этой целью, при помощи боковых помещений, он увеличил про­странство центрального зала и поставил в нем мощные восьмиугольные опоры, которые поддерживают арки.

Большое внимание было обращено и на декоративное оформление. В противоположность гладким внешним стенам, лишь кое-где украшен­ным резьбой (исключение составляют минареты с великолепным рельеф­ным узором), интерьеры Шах-заде нарядны и праздничны. Множество мраморных и гранитных колонн, многоцветные витражи, резные деревян­ные двери — все это сразу же вводило входящего в мир прекрасного.

Источник: Миллер Ю. Искусство Турции. – М. -Л.: Искусство, 1965. – С. 29 — 30.

Искусство ислама

Оставить комментарий или два

Вы можете подписаться на комментарии по RSS.

Будте вежливы. Не ругайтесь. Оффтоп тоже не приветствуем. Спам убивается моментально.

Перед отправкой формы: