Главная » Искусство ислама

Сокровища Тамерлана

5 сентября 2011 Комментариев нет

Сокровища Тамерлана. Ак-Сарай. Город Шахрисабз. Сокровища Тамерлана? Успешные завоевания эмира Тимура породили легенду о несметных сокровищах, которыми он обладал. Что можно понимать под сокровищами Тамерлана, родившегося в маленьком селении неподалёку от малоизвестного города в Средней Азии, достигшего положения «властелина двадцати одного государства»? Сокровища Тамерлана ищут и сегодня, хотя они – перед глазами. 

        Повелитель и властелин «Ирана, Турана, Рума, Магреба, Сирии, Египта, Ирак-Араби, Ирак-Аджеми, Мазандерана, Гиляна, Ширвана, Азербайджана, Фарсистана, Хорасана, Джете, Золотой Орды, Хорезма, Хотана, Кабулистана, Бактерземина и Индустана» должен был оставить потомкам сокровища, зримо воплощавшие сущность его величия и могущества.

Сокровища Тамерлана – построенные по его приказу и пережившие века величественные памятники исламской архитектуры, которые утратили блеск с течением времени, но не масштабность замысла великого завоевателя.

Вернувшись из похода на Индию с победой, эмир Тимур (1336 – 1405) в 1399 г. начал строительство огромной пятничной мечети в Самарканде, которой молва присвоила имя Биби-ханым.

В начале 15 ст. в столичном Самарканде по приказу Тамерлана был возведен мавзолей Гур-Эмир, фамильная усыпальница Тимура и Тимуридов.Сокровища Тамерлана. Мавзолей Гур-Эмир, фамильная усыпальница Тимура и Тимуридов в Самарканде. 15 век.

Дворец Ак-Сарай в Шахрисабзе (Узбекистан) — легендарное сокровище Темарлана. От Ак-Сарая — дворца эмира Тимура в городе Шахрисабзе остались развалины. По-видимому, Ак-Сарай был построен в честь четвертого похода Тамерлана на Хорезм. Его строительство велось с 1380 г. Развалины дворца Ак-Сарай позволяют судить лишь о его масштабе и о величавости его орнаментального убранства.

К счастью, посол при дворе эмира Тимура – Гонсалес де Клавихо – оставил нам подробное описание дворца Ак-Сарай от 1404 г., поразившей даже его, много ви­давшего европейца. «На другой день, в пятницу [1404 года] посланников повезли смотреть большой дворец, который строился по приказанию повелителя; говорят, что уже двадцать лет в нём работали каждый день, и даже теперь работало много мастеров.

В этом дворце [Ак-Сарай] был очень длинный вход и очень высокие ворота, и сейчас у входа по правую и по левую руку были кирпичные арки, покрытые изразцами, разрисованные разными разводами. Под этими арками были вроде маленьких комнат без дверей, и пол в них покрыт изразцами: это было сделано для того, чтобы тут сидели люди во время пребывания царя [эмир Тимур]. Сейчас за этим была другая дверь и за нею – большой двор, вымо­щенный белыми плитами и окруженный богато отделанны­ми галереями.

... Двор был шагов триста в ширину, и через него входили в большой дом, в котором была очень высокая и широка дверь, украшенная золотом, лазурью и изразцами очень кра­сивой работы. Посредине над дверью был изображен лев, положенный на солнце. Из этой двери, – продолжает описание Ак-Сарая де Клавихо, – входишь прямо в приемную комнату, построенную квадратом, стены которой разрисованы золотом и лазурью и (отделаны) полированными изразцами, а потолок весь позолочен. Отсюда посланников привели в верхний этаж, так как весь дом был раззолочен, и там показали им столько отделений и покоев, что было бы очень долго рассказывать: в них отделка была золотая, лазоревая и других разных цветов, удивительной работы, и даже в Париже, где есть искусные мастера, эта работа считалась бы очень красивой.

...Потом им показали комнаты и покои, которые были предназначены для пребывания самого царя [эмир Тимур] и жён его; в них была необыкновенная и богатая отделка на стенах, на потол­ке и на полу. Над этим дворцом [Ак-Сарай] работало много разных мастеров. После этого посланников повели смотреть палату, ко­торую царь назначил для того, чтобы сидеть и пировать со своими жёнами, очень обширную и роскошную; перед нею был большой сад со многими тенистыми и разными фрукто­выми деревьями; в нем было много водоемов и искусственно расположенных лугов, и при входе в этот сад было такое об­ширное пространство, что много народу могло бы с наслаж­дением сидеть тут в летнее время у воды и под тенью деревьев. Так роскошна работа этого дворца , что для того, чтобы хорошо все описать, нужно ходить и осматривать все понемногу. Этот дворец и мечеть принадлежат к самым вели­колепным зданиям, какие царь до сих пор построил. И он построил их здесь в честь своего отца, потому что отец был здесь похоронен и он сам был родом отсюда».

Источники: Халаминский Ю. Дорогами легенд. — М.: Сов. художник, 1967. — С. 227 — 229; Уложение Тимура (перевод Н.П. Остоумова) /Тамерлан. Автобиография. Уложение. – М.: Эксмо, 2006. – С. 336.

Искусство ислама

Оставить комментарий или два

Вы можете подписаться на комментарии по RSS.

Будте вежливы. Не ругайтесь. Оффтоп тоже не приветствуем. Спам убивается моментально.

Перед отправкой формы: