Главная » Искусство ислама, События

Шедевры декоративно-прикладного искусства Крымского ханства 16 — 17 вв

19 октября 2012 Комментариев нет

Мохаббат-наме хана Джанибек-Гирея. 1630 г. РГАДА. Ф. 123.

Шедевры декоративно-прикладного искусства Крымского ханства в книге «Тугра и Вселенная. Мохаббат-наме и шерт-наме крымских ханов и принцев в орнаментальном, сакральном и дипломатическом контекстах /Авторы — составители: Сагит Фаизов и Исмет Шейх-Задэ. – Бахчисарай-Москва, 2001. – 100 с.»

Исмет Шейх-Задэ: Послесловие к альбому «Тугра и Вселенная...»

Писать справа налево сложнее, чем вспоминать забытое.
Еще сложнее не замечать очевидного; трудно днём ощущать лунный свет, а ночью прятаться от зноя. Панически чураясь замызганной родни, точно знающей историю твоей болезни, затыкать нос в страстной попытке вдохнуть озон.  Отучившегося у классиков отечественного и зарубежного искусства, посетившего множество далёких и близких музеев, классиков хранящих, тебя вдруг подводят к стопочке писем. Адресовано тебе, пишут ближайшие родственники. Самому заглянуть было некогда, к  Шерт-наме хана Джанибек-Гирея. 1630 г. Фрагмент. Тугра. РГАДА, Ф. 123. тому же давно просрочено, написано задолго до твоего рождения. Разворачиваешь лист, другой, а дальше на столе уцелевшая простыня-эпоха в несколько столетий. Первое желание – узнать о чём, какими словами. Пробегаешь по строчкам, взгляд застывает, мысль не  Мухаббат-наме Хусам-Гирея. 1635 г. Фрагмент. Тугра. РГАДА, Ф. 123.идёт дальше первого чувства: ты абсолютно безграмотен. Оказывается, твоё истинное существо – там, в совершенно другой стране, о которой настоятельно говорили классики. Если не прямо, так косвенно. Не произнося, но подразумевая… Вот  сквозь паузы столетий пальцы отразились в золотой линии, там они кажутся чище, там золото выражено не в граммах, а в словах, чернила блестят кромешной глубиной, глянец бумаги еще помнит хрусталь полированного яйца. Учитель где-то рядом, его вдох насытил твои лёгкие. Хочется напроситься в подмастерья, выполняя любую черновую работу, только чтобы Он раскрыл секреты мастеров цветущего концентрата. Из тысяч дверей, обитых бронёй и дермантином, показал ту единственную, облупленную, что ведёт прямой дорогой в дивный сад. В грудь кольнул знакомый ключик: висит на сломанной цепочке, искривленной от лжи, засаленной от пота, закопченный от тревог. Во дни тягостных раздумий поскреби его, может он золотой?

Анна Шарибжанова: Об альбоме «Тугра и Вселенная...»

 Шерт-наме хана Богадыръ-Гирея. 1636 г.Фрагмент. Тугра. РГАДА, Ф. 123.В альбоме, составленном Сагитом Фаизовым и Исметом Шейх-Задэ, представлены уникальные памятники искусства прикладной графики Крымского ханства. Речь идет о туграх, украшающих мохаббат-наме (послания) и шерт-наме (с араб. «договор», договорные грамоты) крымских ханов и принцев 16 — 17 вв. из фонда «Сношения России с Крымом» Российского государственного архива древних актов (РГАДА, Ф. 123, Оп. 2, 3). Эти грамоты являются единственным массовым памятником крымскотатарской графики периода позднего средневековья, сохранившимся до наших дней.

Предметом изучения является тугра – каллиграфический герб, рукописный графический символ высшей государственной власти, которым заверяли грамоту или послание. Впервые в историографии предметом специального исследования стали именно тугры Крымского ханства.

В своей работе авторы рассматривают вопросы, связанные с конструктивными особенностями тугровой Мохаббат-наме хана Богадыръ-Гирея. 1637 г. Фрагмент. Тугра. РГАДА, Ф. 123. графики Крымского ханства, цветовое решение тугры, её лексику, стили исполнения, дальнейшее изучение которых позволит в будущем выделить с большим основанием автора той или иной тугры.

 Шерт-наме хана Инайет-Гирея. 1636 г. Фрагмент. Тугра. РГАДА, Ф. 123. Особенности крымскотатарской тугры показываются в сравнении с туграми российских царей и османских султанов. Сравнительный анализ, а также выявление характерных черт крымскотатарской тугры позволяет авторам прийти к выводу о существовании самостоятельной крымскотатарской школы. К её особенностям относится, по мнению авторов, проступающая в художественном образе тугры культура степных кочевников. Зрительным воплощением этого внутреннего мотива являются также изображенные знамена с конскими хвостами и длинный шлейф тугры.

Пристальное внимание Сагит Фаизов и Исмет Шейх-Задэ уделяют «символико-художественной модели Вселенной», воплощенной в грамотах, центральным элементом которых является тугра. К сожалению, авторы не идут далее указания на вероятные источники для разрешения вопроса о символике тугры («монгольская и уйгурская дипломатика раннего средневековья», «ранняя исламо-тюркская дипломатика»). Это тема может стать предметом дальнейших исследований.

Публикация интереснейших памятников декоративно-прикладного искусства Крымского ханства является важнейшим этапом в деле их всестороннего изучения и осмысления. Знакомство с этими памятниками открывает перед читателями уникальную атмосферу, незабываемую картину великолепного и изысканного искусства Крымского ханства.

Искусство ислама

Оставить комментарий или два

Вы можете подписаться на комментарии по RSS.

Будте вежливы. Не ругайтесь. Оффтоп тоже не приветствуем. Спам убивается моментально.

Перед отправкой формы: