Главная » Искусство ислама

Шедевр исламской архитектуры: мечеть Нугумбад (Ходжа-Пеяда, Нух Гумбат) в Афганистане

27 ноября 2011 Комментариев нет

Шедевр исламской архитектуры. Мечеть Нугумбад (Ходжа-Пеяда, Нух Гумбат) вблизи Балха. 9 в. Достопримечательности Афганистана. Мечеть Нугумбад (Ходжа-Пеяда, Нух Гумбат) вблизи Балха — одна из первых крупных мечетей Афганистана. Это шедевр ранней исламской архитектуры. Архитектура мечети свидетельствует о переходе к новому этапу развития зодчества Афганистана, неизвестному ранее ни на Западе, ни на Востоке.

Ислам в Афганистане. На территории Афганистана ислам распространился прежде всего в Балхе, Герате, Сеистане. В областях Кабула, Гура и в ряде других труднодоступных горных районов население приняло новую веру только в 9 — 11 вв. В области Нуристан (Кафиристан), где преобладали языческие религиозные культы, ислам был насажден силой лишь в конце 19 — начале 20 в.

Мечеть Нугумбад (Ходжа-Пеяда, Нух Гумбат) 9 века: одна из первых крупных мечетей Афганистана. Одна из первых крупных мечетей Афганистана была построена в 9 в. Она носит название Ходжа-Пеяда (Ходжа-странник) или Нугумбад (девять куполов). Также можно встретить другую транскрипцию названия этой мечети — «Нух Гумбад». Мечеть расположена в 12 км к югу от современного Балха в Афганистане. Это одна из главных архитектурных достопримечательностей Афганистана периода раннего ислама.

  Состояние мечети Нугумбад (Ходжа-Пеяда, Нух Гумбат). Впервые мечеть Нугумбад была сфотографирована О. Нидермайером в 1917 г. К настоящему времени сохранились только руины мечети. Среди песков возвышаются массивные колонны, стрельчатые арки, остатки сводов, сплошь покрытые чрезвычайно прочным декоративным штуком цвета слоновой кости. Примерно на треть колонны засыпаны грунтом, и их основание скрыто. Размеры плана мечети по внешнему габариту 19,5 X 20 м. Пролет купольных покрытий составляет 4,10 м, диаметр колонн равен 1,56 м.

Философская концепция и эстетика архитектуры мечети Афганистана. Четкий план мечети Нугумбад, геометрическое построение стрельчатых арок, купольных покрытий показывают высокий профессиональный уровень зодчих. В этом сооружении сказываются ранние философские концепции средневековых ученых-энциклопедистов, отказавшихся как от эллинистических канонов в искусстве, где мерилом прекрасного был человек, так и от местных художественных идеалов, достигших пределов возможного в сентиментальной вычурности, жеманности и чувственности, особенно ярко проявившихся в буддийском искусстве Фундукистана.

Под влиянием иконоборческого ислама было отброшено чувственное восприятие в изобразительном искусстве. Утверждение теократических принципов государственной власти, соединившей в себе духовные и светские начала, поставило новые задачи перед средневековым зодчеством. Эстетическим критерием в архитектуре и искусстве Востока становится не духовно-чувственное начало, а точные науки, основанные на философских и математических знаниях. К этому времени уже были разработаны основные положения о гармонии в архитектуре, о роли модульной координации при возведении зданий и другие методы приложения математики в архитектуре.

Шедевр исламской архитектуры: принципы архитектурной композиции мечети Афганистана периода раннего ислама. Этот уникальный памятник архитектуры с его необычными пропорциями колонн, своеобразным решением капителей и арок является шедевром исламской архитектуры. Зодчие мечети Нугумбад, по всей видимости, использовали теоретические основы архитектурной композиции, базирующиеся на принципах динамического развития теории чисел, алгебры, геометрии. Анализ соразмерностей сооружения позволяет сделать предположение о наличии проекта мечети и о привлечении к постройке художников-орнаменталистов. В кладке колонн, арок и сводов использовались керамические плитки и обожженный кирпич различных размеров.

В архитектуре мечети Нугумбад впервые в среднеазиатском зодчестве периода раннего ислама применены новые композиционные принципы:

1. Успехи строительной техники, разработка новых конструкций сделали возможным переход к рационализму в построении архитектурной формы;

2. полный отказ от использования в архитектуре скульптуры как средства художественной выразительности, широко распространенной в Афганистане и Средней Азии в доисламский период;

3. переход от применения сырца к более прочному строительному материалу — обожженному кирпичу;

4. зарождение и развитие нового синтеза архитектуры и изобразительного искусства, в котором скульптура и тематическая монументальная живопись заменяются геометрическим и растительным орнаментом.

Новые композиционные принципы архитектуры, впервые реализованные в этом сооружении, определили путь дальнейшего развития среднеазиатской архитектуры на многие столетия вперед. Несмотря на то, что в отдельных элементах мечети Нугумбад использованы многие известные композиционные приемы, в целом это сооружение демонстрирует решение совершенно иных задач, поставленных перед среднеазиатским средневековым зодчеством.

Источник: Карцев В.Н. Зодчество Афганистана. – М.: Стройиздат, 1986. – С. 147 – 153.

Искусство ислама

Оставить комментарий или два

Вы можете подписаться на комментарии по RSS.

Будте вежливы. Не ругайтесь. Оффтоп тоже не приветствуем. Спам убивается моментально.

Перед отправкой формы: