Главная » Искусство ислама

Шедевр исламской архитектуры: мавзолей Тюрабек-ханым (Тюрябек-ханым, Суфи, Торебег-ханым, Турабекханум)

20 июня 2011 Комментариев нет

Шедевр исламской архитектуры. Мавзолей Тюрабек-ханым (Тюрябек-ханым, Суфи, Торебег-ханым,Турабекханум). 14 в.

Мавзолей Тюрабек-ханым (Тюрябек-ханым, Суфи, Торебег-ханым, Турабекханум) принадлежит к шедеврам исламской архитектуры. Этот памятник - классическое творение архитектуры Хорезма. Архитектурные идеи мавзолея знаменуют сложение нового стиля в архитектуре Среднего Востока, станут основой формирования тимуридского искусства - будут подхвачены архитектурой Мавераннахра эпохи Тимура и Тимуридов.  

Дата постройки и принадлежность «мавзолея Тюрабек-ханым». К числу выдающихся творений мирового зодчества принадлежит памятник древнего Ургенча, вошедший в литературу как усыпальница Тюрябек-ханым с соответствующей датой 30-х гг. 14 в. В действительности это фамильный мавзолей, воздвигнутый в 70-х годах 14 в. для местной династии Суфи, конец которой был положен Тимуром, разрушившим Ургенч, но, к счастью, пощадившим, по-видимому из суеверного страха, располагавшиеся здесь культовые и погребальные постройки.

Красивая легенда о мавзолее Тюрабек-ханым.

Архитектура мавзолея Тюрабек-ханым (Тюрябек-ханым, Суфи, Торебег-ханым, Турабекханум): шедевр исламской архитектуры. В сопоставлении со всем, что создано было ранее зодчими Среднего Востока, все необычно в этом памятнике, все дышит поисками новизны и вместе с тем исполнено того высокого совершенства, которое отличает постройки зрелого архитектурного стиля. Как будто и не столь уже крупный по своим абсолютным размерам (протяженность по главной оси до 28 м, современная высота до вершины портала и купола 22 – 23 м, первоначально она была несколько большей), мавзолей оставляет чувство удивительной монументальности. Здание выстроено необыкновенно добротно в конструктивном отношении – превосходны кирпичные кладки на прочном ганчевом растворе; сложна конструкция главного перекрытия, где над оболочкой внутреннего стрельчатого купола высился ныне почти утраченный внешний конический шатер со слегка скругленными у сталактитового венца краями, великолепно качество облицовочных изразцов.

Планировка мавзолея Тюрабек-ханым (Тюрябек-ханым, Суфи, Торебег-ханым, Турабекханум). План мавзолея имеет сложную конфигурацию. Глубокая сводчатая ниша портала мавзолея ведет в вестибюльный комплекс, включающий три комнатки; далее следует главный зал поминовений – зиаратхана, 12-гранная по внешнему контуру и 6-гранная по внутреннему и, наконец, за нею на оси располагается небольшая квадратная усыпальница – гурхана, под которой расположен склеп.

Шедевр исламской архитектуры. Мавзолей Тюрабек-ханым (Тюрябек-ханым, Суфи, Торебег-ханым,Турабекханум). 14 в.

Архитектурная композиция мавзолея Тюрабек-ханым (Тюрябек-ханым, Суфи, Торебег-ханым, Турабекханум): вертикальное построение. Причудливости очертаний плана соответствует общая объемная композиция сооружения. Ее формируют высокая стена лишенного массивности пештака (портала), которому узкая арка в трехкратном обрамлении П-образных рам и скосы кладки боковых граней придают особую стройность, пониженная вестибюльная группа со слабо выраженными куполками, главный 12-гранный объем со стройными, тянутыми гранями с полувосьмигранными конховыми нишками, увенчанный цилиндрическим барабаном и, очевидно, традиционным в хорезмской архитектуре шатром, небольшой, кубовидный, со стрельчатым куполом объем гурханы. В композиции мавзолея господствует динамическая устремленность по вертикали, которую выражают и стройный подъем главного купола и тонкая масса портальной стены. Все формообразующие элементы возникают в гармоничном взаимном сочетании. Единый архитектурный прием разбивки поверхностей основан на роли кирпичных обрамляющих лопаток – ими охвачены и портал, и грани главной призмы, и членения панно на барабане. Он сохранен и в интерьере, который формирует шестигранник со стрельчатыми нишами, переходный 12-гранник сталактитовых парусов, расположенная над ним 24-гранная аркатура и купольная скуфья.

Анализом установлено, что все архитектурные формы и элементы здания – в плане и вертикальном построении – исходят из пролета шестигранного плана зала, чем определяется гармоническая соподчиненность целого и отдельных частей в композиции этого подлинно классического произведения хорезмской архитектурной школы.

 Декоративность в художественном образе мавзолея Тюрабек-ханым (Тюрябек-ханым, Суфи, Торебег-ханым, Турабекханум): предвестник тимуридского искусства. Огромную роль в художественном образе мавзолея играет цвет: богатые изразцовые облицовки – цветные кирпичи, майолика и, особенно, резные мозаики насыщают все здание. При этом колористическое нарастание следует снизу вверх – от скромных вкраплений цвета в обрамлениях портала и плоскостей 12-гранного объема и цветовых ударов в тимпанах арок и софитах ниш, к богато насыщенному узорными вставками гириху на барабане, далее к сплошной цветонасыщенности фриза и сталактитового венца и, наконец, к изумрудно-голубой скуфье купола.

Интерьер мавзолея Тюрабек-ханым (Тюрябек-ханым, Суфи, Торебег-ханым, Турабекханум). Купол мавзолея – шедевр архитектурно-декоративного искусства, равного которому не знает исламская архитектура. Это нагнетание колорита и узора выдержано и в интерьере зиарат-ханы – от сдержанной орнаментации нижних граней к парусам и чаше купола, сплошь облицованной мозаичными наборами невиданной красоты. Купол мавзолея – шедевр архитектурно-декоративного искусства, равного которому не знает исламская архитектура. Сложный геометрический узор, чей гирих развертывается на вогнутой поверхности по меридианам и параллелям, образует замысловатую систему 9- и 10-конечных звезд и разнообразных многогранников, которые насыщает богатый растительно-цветочный орнамент. Преобладает сапфирово-синий колорит, но в общей гамме участвуют также голубой, белый, черный, зеленый, золотисто-желтый.

В мавзолее Тюрябек-ханым в неразрывной гармонии сосуществуют противоположные как будто качества: стройности пропорций не противоречит монументальность масс; известная вычурность плана не разрушает четкости объемных построений, насыщенность декора не вносит декоративной перенасыщенности.  Гармония, достигнутая в этом классическом памятнике архитектуры Хорезма (средневековой архитектуры Туркменистана), делает его шедевром исламской архитектуры.

Исламская архитектура средневекового Хорезма, представленная этим выдающимся памятником, является той основой, на которой сложился уникальный стиль в исламской архитектуре: тимуридское искусство. Выразительная декоративность, достигнутая мастерами мавзолея Тюрабек-ханым (Тюрябек-ханым, Суфи, Торебег-ханым, Турабекханум), достигнет своего наивысшего расцвета в шедеврах исламской архитектуры эпохи Тимура и Тимуридов, которые предстают неким барочным явлением по сравнению с «классическими» образцами исламской архитектуры Среднего Востока, к которым принадлежит мавзолей Тюрабек-ханым. 

Источник: Пугаченкова Г.А. Искусство Туркменистана. Очерк с древнейших времен до 1917 г. – М.: Искусство, 1967. – С. 151, 154-157

Искусство ислама

Оставить комментарий или два

Вы можете подписаться на комментарии по RSS.

Будте вежливы. Не ругайтесь. Оффтоп тоже не приветствуем. Спам убивается моментально.

Перед отправкой формы: