Главная » Искусство ислама, Ислам и идентичность

Реплики исламской миниатюры: художник Шахриар Ахмади

9 апреля 2012 Комментариев нет

Шахриар Ахмади. Без названия. 2011 г. Галерея Этемад. Ниаваран. Иран.Искусство исламской миниатюры достигло очень высокого уровня, рафинированностью приемов и тонкостью исполнения сближаясь с ювелирными изделиями. Сегодня это искусство является источником вдохновения для многих художников, вызывая многочисленные реплики. К последним относится работа Шахриар Ахмади (род. 1979 г.), известного иранского художника, живущего и работающего в Тегеране. Картина Ш.Ахмади имеет название «Без названия», хотя является легко узнаваемой репликой легендарной композиции в искусстве исламской миниатюры. Речь идет о «Вознесении Мухаммеда на Бураке».

Здесь мы рассмотрим вариант данной композиции работы мастера Эмир-Хосрова Дехлеви («История Хызр-хана». Рукопись ГПН, ПНС 276, л. 8 б. 1598 г. Бухара / Цитата: Пугаченкова Г.А., Галеркина О.И. Миниатюры Средней Азии. В избранных образцах. Из советских и зарубежных собраний. – М., 1979 г.). Сцена «Вознесение Мухаммеда на Бураке» работы Эмир-Хосрова Дехлеви иллюстрирует легендарный полет – «мирадж» пророка Мухаммеда на Бураке, фантастическом животном, своеобразной кентаврессе, большей частью изображаемой с павлиньим хвостом. В данном случае художник наделил Бурака лицом восточной девы, со смоляными кудрями, продолговатыми глазами и сросшимися бровями, Дехлеви Эмир-Хосров. Вознесение Мухаммеда на Бураке. 1598 г. Бухара.костистым носом и сережками в ушах. Так же повествовательно, по-бытовому, трактована фигура редкобородого Мухаммеда, облаченного в простой халат и небольшую чалму. Выражение лиц этих мчащихся по небу персонажей исходит из конкретных наблюдений, но стилистика «чудесного» заимствована из дальневосточного искусства. Таковы пестрокрылые ангелы с блюдами в руках, восходящие к буддийским небесным девам – апсара, таковы пламенеющие нимбы и вихрящиеся «драгоценные облака» бао-юнь.

В своей работе Ш. Ахмади использует классическую композицию этой сцены,плоскостно-орнаментальный стиль, выработанный ещё к 14 веку старыми мастерами – миниатюристами, а также заимствованные последними дальневосточные элементы. К собственной «манере» Ш. Ахмади можно отнести, в первую очередь, его нервный, отрывистый характер наложения красочного слоя, отчего его работа утратила ясность, красоту и гармоничность, которыми так привлекательно искусство исламской миниатюры.

Составитель текста: А.А. Шарибжанова.

Источник

Искусство ислама

Оставить комментарий или два

Вы можете подписаться на комментарии по RSS.

Будте вежливы. Не ругайтесь. Оффтоп тоже не приветствуем. Спам убивается моментально.

Перед отправкой формы: