Главная » Искусство ислама

Памятники архитектуры Крыма: тюрбе (мавзолеи) династий Чингисидов и Гиреев

29 мая 2014 Комментариев нет

Памятники архитектуры Крыма. Династия Чингисидов. Мавзолей Джанике-ханым в Кырк-Оре (Чуфут-Кале). Начало 16 в. Памятники архитектуры Крыма представлены и архитектурой Крымского ханства. Тюрбе (мавзолеи) династий Чингисидов (Джанике-Ханым) и Гиреев (Менгли I Гирея) относятся к наиболее ранним из сохранившихся памятников исламской архитектуры Крыма. Их значение и место в истории исламской архитектуре уникально.  

Тюрбе крымского хана Хаджи I Гирея (Герая) (ум. 1466) находится в Салачике, который, наряду с Эски Юртом и Кырк-Эром (Кырк-Ором), является одним из трех средневековых населенных пунктов ханства, расположенных в непосредственной близости от современного Бахчисарая.

Тюрбе (мавзолей) Хаджи I Гирея в Салачике: архитектура и стилистические особенности. Тюрбе Хаджи Гирея (герая) было построено в Салачике 1501 г. его сыном и преемником ханом Менгли I Гиреем, который правил Крымским ханством с двумя перерывами от 1467 до 1514 г. как вассал Османской империи. Другие тюрбе (мавзолеи) династии Гиреев  находятся в Эски-Юрте и на Памятники архитектуры Крыма. Династия Гиреев. Мавзолей Менгли I Гирея. 1501 г.кладбище ханского дворца в Бахчисарае.

Тюрбе (мавзолей) хана Хаджи I Гирея представляет собой восьмиугольную конструкцию из тесаного камня, украшенного по углам встроенными тонкими колоннами.  В северной стороне расположен прямоугольный портал. Единственное окно в западной стороне освещает интерьер мавзолея, разделенного на два яруса, увенчанного восьмигранным барабаном. Низкий купол мавзолея защищен пирамидальной крышей. В настоящее время пирамидальное очертание крыши мавзолея заменено на округлое.

 Портал гробницы хана Менгли Гирея отличает изящная каменная резьба. По периметру портал украшает «сельджукская цепь». Арка портала опирается на встроенные колонки. Подъарочная часть портала украшена цветочными арабесками, а встроенные ниши портала оформлены резьбой.

Памятники архитектуры Крыма. Династия Чингисидов. Мавзолей Джанике-ханым в Кырк-Оре (Чуфут-Кале). Начало 16 в. Тюрбе Джанике-ханым в Кырк-Оре (Чуфут-Кале) вблизи Бахчисарая. Роль Джанике-ханым в начальной истории Крымского ханства. Архитектура мавзолея Хаджи I Герая, первого из ряда мавзолеев династии Гиреев, тесно связана с более ранним памятником исламской архитектуры Крыма – мавзолеем (дюрбе) Джанике-ханым, дочери хана Золотой Орды Тохтамыша Чингисида (ум. 1406 г.), потомка Джучи-хана (ум. 1227 г.). Дочь Тохтамыша Джанике-ханым была женой Едигея (ум. 1419/20 гг.), сначала могущественного эмира Ногайской Орды, затем правителя Золотой Орды.

После смерти своего брата и мужа она осталась  законной наследницей Чингисидов в Золотой Орде, но не стала вмешиваться в борьбу за власть в Орде, а возвратилась в Крым, в город Кырк-Ор, откуда происходила её мать. Как правительница Кырк-Ора, Джанике-ханым  оказала поддержку Менгли Гирею, правителю восточного Крыма со столицей в городе Крым (современный Старый Крым), который боролся с представителями рода Тохтамыша за власть в Крыму. Его первое изгнание из Крыма приходится как раз на 1437 – год смерти Джанике-ханым, что говорит об исключительно важной роли Джанике-ханым в делах Крыма того времени. Видимо неслучайно, что окончательное утверждение Хаджи Герая в Крыму в 1449 г. также связано с Кырк-Ором, где правила Джанике-ханым. Перенесение столицы из Крыма (Старого Крыма) в Кырк-Ор было символичным –  первый хан из династии Гиреев обосновывалась в столице правительницы из рода Чингисхана.

Её мавзолей был воздвигнут не сразу после её смерти, а в начале 16 в., во время правления Менгли I Герая (1468 -1515), сына основателя династии Гиреев (Гераев).

Архитектурные особенности мавзолеев Джанике-ханым и Менгли I Гирея:  уникальные памятники архитектуры Крымского ханства. Мавзолеи Джанике-ханым и Менгли I Гирея относятся к ранним памятникам исламской архитектуры Крыма. Мавзолей Джанике-ханым имеет те же стилистические особенности, что и мавзолей Хаджи Гирея. Они Памятники архитектуры Крыма. Династия Чингисидов. Мавзолей Джанике-ханым в Кырк-Оре (Чуфут-Кале). Начало 16 в. имеют восьмигранное основание, портал с аркой (айван), подъарочное пространство с встроенными декоративными нишами.

Примечательно, что портально-арочные конструкции (айваны) не встречаются в более поздних мавзолеях Крымского ханства. В османской архитектуре этого времени также мы не встретим прямых аналогий. Портал входа Зеленой гробницы (Ешиль-Тюрбе, 1420 – 1421 гг.) султана Мехмеда I Челеби в Бурсе также решен стройной аркой, обрамляющей глубокую каннелированную нишу со сталактитами. Однако эта арка является частью собственно мавзолея, а не отдельной пристройкой, как это наблюдается в мавзолеях Крыма.

Порталы с арками (айваны) в крымских мавзолеях удивляли исследователей. В литературе даже встречается утверждение, что «массивный портал, который не имеет аналогий» и не «подходит к общему сельджукскому виду строения» был привнесен в конце 19 в. при ремонтах и неквалифицированных реставрациях, которые проводилась перед приездом в Крым императора Александра III [Крикун Ю. Пам`ятки кримськотатарської архітектури, С. 43- 44].

Поскольку археологические раскопки пока не дали основания говорить о порталах этих мавзолеев как о пристройках нового времени, их следует, вероятно, отнести на счет особенностей исламской архитектуры Крыма начала 16 в.

Особенности ранних мавзолеев Крыма связаны с теми культурными традициями, которые сложились при дворе чингисидки Джанике-ханым. Известно, что государыня не довольствовалась затворническим уделом женщины в исламском обществе. Об этом свидетельствует известие о ее паломничестве в Мекку, совершенного в 1416 г. Наверняка при её дворе, который потом стал и двором Менгли I Гирея, были строители, знакомые с архитектурой Ирана, например. Ведь айваны, характерные для мавзолеев Крыма начала 16 в., были неотъемлемой частью исламской архитектуры Ирана.

Памятники архитектуры Крыма. Династия Гиреев. Мавзолей Менгли I Гирея. 1501 г.   В целом, исламская архитектура Крыма этого времени представляет собой уникальное в конструктивном и художественном плане  явление в искусстве ислама. Оно отражает многочисленные культурно-исторические связи Крымского ханства на начальном этапе его истории, демонстрируя сложившуюся в нем атмосферу восприимчивости и толерантности к разным локальным школам в искусстве ислама 15 — 16 вв.

Модернизация при реконструкции мавзолея Менгли I Гирея. К сожалению, реконструкция мавзолея в Салачике была сделана в пользу османской архитектуры. Видимо, реставраторы, сделав округлое покрытие мавзолея в Салачике, имели перед собой задачу воспроизвести архитектурный облик Зеленой гробницы (Ешиль-Тюрбе, 1420 – 1421 гг.) султана Мехмеда I Челеби в Бурсе. Восьмиугольную башню мавзолея Менгли I Гирея венчает не обычная для сельджукских памятников и мавзолея Джанике-ханым конусообразная кровля, а небольшой, мягкий по силуэту купол.

Искусство ислама

Оставить комментарий или два

Вы можете подписаться на комментарии по RSS.

Будте вежливы. Не ругайтесь. Оффтоп тоже не приветствуем. Спам убивается моментально.

Перед отправкой формы: