Главная » Искусство ислама

Миниатюры к поэме Низами «Хосров и Ширин»

28 ноября 2011 Комментариев нет

Хосров видит купающуюся Ширин. Миниатюра рукописи «Хамсе» Низами. 1479/80 г. Публична библиотека им. М.Е. Салтыкова-Щедрина. С.-Пб.

Написанная на основе сасанидской хроники и народных преданий, вторая поэма Низами Гянджеви — «Хосров и Ширин», стала совершенно оригинальной по идейному содержанию, обогатив миниатюрную живопись новыми гуманистическими идеями, оригинальными образами, любовно-романтическими сюжетами.

Правда, некоторые образы, в том числе и образы главных героев поэмы — Хосрова и прекрасной Ширин, были традиционными.  О них существовали фольклорные предания, о них, хотя и очень сжато, писал великий Фирдоуси в своем бессмертном эпосе «Шах-наме», их образы, хотя и очень редко, встречались и ранее в памятниках изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

Хамсе. 1508 г. Шираз. ГПБ. Дорн 340, л. 55. Низами, не повторив ни одной известной версии этого предания, создал совершенно новый вид поэмы — поэму о всепобеждающей силе любви, в которой впервые личность была показана реально и многосторонне, со всеми внутренними противоречиями, присущими человеческому характеру. Поэтому сюжеты и образы поэмы очень скоро стали излюбленными темами художников. Особенно часто повторялись сюжеты, связанные с главными героями поэмы — Хосровом, Ширин и Фархадом. Такие сюжеты, как «Хосров видит купающуюся Ширин», «Ширин посещает Фархада на строительстве канала», «Фархад на горе Бисутун», «Фархад спасает Ширин» и другие, впервые введенные в миниатюру в иллюстрациях к спискам «Хамсе», в дальнейшем сами стали традиционными.

В качестве характерного примера можно рассмотреть трактовку одного из популярнейших сюжетов «Хамсе»: «Хосров видит купающуюся Ширин». Художники разных времен и школ, иллюстрируя этот излюбленный сюжет, стремились трактовать его по-разному. Однако в большинстве миниатюр, созданных тебризскими, ширазскими и гератскими художниками в XV—XVI веках, несмотря на некоторые индивидуальные отличия и творческую переработку сюжета, наблюдается определенная традиционность обшей композиционной схемы и образного решения.

Хамсе. 1648. Бухара. ГПБ, ПНС 66. Начиная с раннего примера трактовки этого сюжета в рукописи «Хосров и Ширин» 1410—1420 гг. (Галерея Фрир), почти во всех миниатюрах действие развертывается на фоне различно трактованного пейзажа. Скалистые или горные кряжи, могучие платаны, вечнозеленые кипарисы и цветущие деревья, разноцветные кусты, серебристый водоем с извилистым арыком — все это создает чарующий пейзаж, на фоне которого изображены: внизу — купающаяся полуобнаженная Ширин и ее конь, а наверху — Хосров на коне, выражающий удивление и восхищение красотой Ширин традиционным жестом — прикусыванием своего указательного пальца.

Почти на всех миниатюрах на эту тему основа композиционной схемы остается неизменной, меняются только детали, подробности, элементы пейзажа, изображение фигур, цветовое решение и т. д. Свое классическое воплощение получил этот сюжет в популярной миниатюре выдающегося азербайджанского художника Султана Мухаммеда в уникальной рукописи «Хамсе» 1539 — 1543 гг. (Лондон, Британский музей).

Султан Мухаммед. Хосров любуется купающейся Ширин. Миниатюра из -Хамсе- Низами. 1539-1543. Тебриз. Лондон, Британский музей, Ор. 2265, л. 53.Следует отметить, что, как и в художественной интерпретации других литературных сюжетов, в трактовке данного эпизода, хотя и очень редко, допускались известные вольности. Например, в одной рукописи «Хамсе» 1636 года из Рукописного фонда Академии наук Азербайджана (М-207) неизвестный художник, иллюстрируя этот сюжет, ограничивается лишь изображением купающейся Ширин, без Хосрова.

Источник: Низами Гянджеви. Хамсе. Миниатюры. – Баку: «Язычы», 1983. – С. 27-28.

Искусство ислама

Оставить комментарий или два

Вы можете подписаться на комментарии по RSS.

Будте вежливы. Не ругайтесь. Оффтоп тоже не приветствуем. Спам убивается моментально.

Перед отправкой формы: