Главная » Искусство ислама

Мечеть Скалы

25 марта 2013 Комментариев нет

Мечеть Скалы в Иерусалиме: шедевр арабской архитектуры. 7 в.

Мечеть Скалы или Куббат ас-Сахра (Купол Скалы) в Иерусалиме — памятник арабской архитектуры, относящийся к периоду халифата Омейядов (661 — 750).  Мечеть Скалы –шедевр ранней арабской архитектуры эпохи Омейядов, замечательный образец центрально-купольного здания в исламской архитектуре в целом. 

 Мечеть Скалы в Иерусалиме. Мечеть Скалы была построена в Иерусалиме в 687 – 691 гг. во время правления Омара. Здание мечети воздвигнуто на горе Мория, там, где по легенде, находился первый храм Соломона. Здание мечети стоит в центре обширной, вымощенной каменными плитами высоко поднятой террасы в середине площади Харам аш-Шариф. С разных сторон к мечети ведут несколько широких отлогих лестниц.

Архитектура мечети Скалы. Своеобразна архитектура мечети Скалы, ранний образец арабской архитектуры: два концентрические восьмигранника опоясывают центральный круг с расположенной в его середине священной скалой.

Здание мечети Скалы пережило многочисленные ремонты и реставрации. Изменилась облицовка стен снаружи и отдельные детали, но план, конструкция и основные архитектурные формы сохранились от 7 ст. В ансамбле площади мечеть Скалы выделяется своими размерами, ясностью, величием и спокойствием архитектурных пропорций.

Мечеть Скалы в Иерусалиме. Купол мечети Скалы. 7 в.

Купол мечети Скалы. Во внешнем облике мечети царит гармония, достигнутая строгой симметрией простых архитектурных форм. Большой, плавный по силуэту, слегка ребристый деревянный полусферический купол (диаметром порядка 20 м) четко выделяется на бирюзово-голубом фоне. Купол мечети Скалы отделён барабаном от нижнего широкого (50 м в диаметре), несколько приземистого восьмигранного массива здания.

Интерьер мечети Скалы. Богаче и динамичнее решён интерьер мечети. Внутри она разделена двумя рядами арок: одно кольцо полуциркульных арок, перекинутых между поддерживающими барабан и купол колоннами и устоями, окружает священную скалу и выделяет центральную часть мечети с её обширным, устремленным вверх подкупольным пространством. Второй ряд арок и колонн, повторяя в плане восьмигранник наружный стен, делит всё остальное пространство мечети на две одинаковые по ширине обходные галереи.

Мозаика мечети Скалы. Для интерьера мечети Скалы характерно обилие мрамора, золота и ярких красок,

Византийская архитектура. Церковь Сан-Витале. Равенна. Италия. 6 в. выдержанных в локальных тонах. Высокий барабан, тимпаны и софиты арок украшены цветной мозаикой: на золотом фоне расположены зелёные, голубые и красные изображения стилизованных растений, симметрично и плавно вьющихся по сторонам тёмных вазонов, покрытых, словно драгоценными камнями, многоцветным орнаментом. По мозаикам мечети Скалы можно судить о богатстве орнаментальных мотивов, которыми пользовались средневековые арабские художники (аканф, пальметки, розетки, виноградные гроздья, сосновые шишки и др.), и о совершенстве стилевых приёмов в ранней арабской архитектуре, своими истоками восходящих к позднеантичному и сасанидскому искусстве.

Источники архитектуры мечети Скалы в Иерусалиме. Христианские сирийские центрические постройки 6 ст. в Эсре и Босре указывают на местные источники архитектурных приёмов мечети Скалы. В известной мере её архитектура созвучна и другим ранневизантийским центрально-купольным постройкам – церкви Сергия и Вакха в Константинополе и церкви Сан-Витале в Равенне, – но отличается от них иной трактовки массы здания. Снаружи множество одинаковых стрельчатых арок с окнами,

Мечеть Скалы в Иерусалиме. Фрагмент фасада. 7 в. забранными узорными каменными решётками, вносит орнаментальный ритм в оформление стен мечети и этим подчёркивает монолитность массы купола, как бы парящего над всем сооружением.

В интерьере мечети Скалы также нет пластичности и мягкости пространственных переходов византийского зодчества; очень контрастно противопоставлены обширный нерасчленённый объем центральной части и живописно решенные обходы, в архитектуре которых колонны, устои и богато декорированные арки сочетаются в сложном орнаментальном ритме.

Архитектурные особенности мечети Скалы в Иерусалиме опираются на позднеантичные, сасанидские, сирийские, византийские приемы зодчества. В творческом горниле рождались формы собственно арабской архитектуры, и мечеть Скалы являет собой пример её ранней стадии развития, шедевром арабской архитектуры эпохи Омейядов.

Источник: Веймарн Б.В. Искусство арабских стран и Ирана VII – XVII веков. – М.: Искусство, 1974. –С. 40 – 41.

Искусство ислама

Оставить комментарий или два

Вы можете подписаться на комментарии по RSS.

Будте вежливы. Не ругайтесь. Оффтоп тоже не приветствуем. Спам убивается моментально.

Перед отправкой формы: