Главная » Искусство ислама

Мечеть Нугумбад (Ходжа-Пеяда) в Афганистане: синтез орнаментального искусства кочевников, буддийских, индийских, греко-византийских художественных традиций

1 декабря 2011 Комментариев нет

Мечеть Нугумбад (Ходжа-Пеяда) в Афганистане. 9 век.Архитектурно-художественный принцип композиции основан на использовании сплошного орнамента на наружных открытых поверхностях памятника. Решение с использованием сплошного декора на фасадах в интерьере мечети Нугумбад предвосхищает более поздние средневековые постройки, где полихромный восточный орнамент был основным художественно-композиционным элементом в архитектуре культовых зданий. Подобный прием с включением орнамента вряд ли был просто привнесен извне вместе с исламской культурой Переднего Востока.

Существовали глубокие корни в местных традициях построения архитектурного орнамента, уходившие в далекое прошлое. Зарождение основных приемов стилизации растительного и животного мира связано с ковроткаческим искусством, возникшим среди среднеазиатских кочевых племен. Орнаментальные мотивы, взятые из художественного опыта номадов, прослеживаются в рисунках капителей, декоративно-скульптурных деталях, выполненных в дереве, гипсе, глине, фигурной кладке из сырцового кирпича. Композиционная близость декора мечети Нугумбад к местным орнаментальным мотивам прошлого подтверждается сравнительным анализом фрагментов рисунка на шерстяных тканях кочевников (I в. н. э., курган № 6 Ноин-Ула) и штукатурного орнамента на арочных сводах мечети. Ноин-Ула. Курган № 6. Детали вышивки на настенной драпировке: 1 — львиный грифон и цветок; 2 — львиный грифон; 3 — младенец-воин в цветке.

Мечеть Нугумбад (Ходжа-Пеяда) в Афганистане. 9 век.В сложном рисунке орнаментов также прослеживаются старые местные традиции, в том числе буддийские. Отметим, что значение буддизма в развитии культуры Средней Азии и Афганистана связано с замечательными достижениями в области построения неаристотелевой логики, по-настоящему понятой и оцененной лишь в XX веке, психологии, философии, художественной литературы и искусства. Нельзя не учитывать буддийский фактор, на фоне которого развивались культура и искусство ислама в этом регионе.

В орнаментальном декоре мечети нельзя не отметить влияние индийского и греко-византийского искусств. На землях Бактрии известные эллинистические традиции включения растительных мотивов в архитектуру получают в III — II вв. до н.э. и в кушанскую эпоху свое новое развитие на основе местного опыта построения орнаментов. Об этом убедительно свидетельствуют архитектурные детали комплекса Ай-ханум, жилого дома в Дальверзин-тепе и других архитектурных памятников.

Источник Карцев В.Н. Зодчество Афганистана. – М.: Стройиздат, 1986. – С. 147 — 153.

Искусство ислама

Оставить комментарий или два

Вы можете подписаться на комментарии по RSS.

Будте вежливы. Не ругайтесь. Оффтоп тоже не приветствуем. Спам убивается моментально.

Перед отправкой формы: