Главная » Искусство ислама

Мавзолей Саманидов в Бухаре (907 г.)

30 мая 2011 Комментариев нет

Мавзолеи мира. Мавзолей Саманидов в Бухаре. 10 в. Узбекистан. Мавзолей Саманидов в Бухаре (Узбекистан) – поистине утро новой архитектурной эры. Все совершенно в этом небольшом, легком, изящном сооружении: и пропорциональные соотношения простой конструкции куба, покрытого куполом, и необычайно богато орнаментированная изысканная кладка кирпича.

Очень многое связывает этот памятник с архитектурой прошлых лет, например, тип центрического здания с куполом, детали орнамента, во многом берущие начало от деревянной резьбы, или масштабы, скорее напоминающие жилую архитектуру городского типа раннего средневековья (Пенджикент), чем грандиозные культовые сооружения будущего.

Весь облик здания не похож на тот классический тип архитектуры, который сложился позже. Мавзолей как бы завершает достижения архитектурной техники прошлого. Вместе с тем, именно в нём собраны те конструктивные приемы, которые стали решающими в архитектуре 11 – 12 вв. и более позднего периода.

Так, принцип перехода от четверика основания к куполу через арки и паруса восьмигранника в различных вариантах стал общепринятым приемом в архитектуре Мавераннахра и Хорасана. Каждая сторона мавзолея была обработана и решена таким образом, что она могла в будущем превратиться в законченную форму портала – излюбленный мотив поздней архитектуры.

Но самое главное – зодчие гениально предугадали образ архитектуры будущего со сплошным орнаментально-декоративным покрытием снаружи и внутри здания. Более того, здесь впервые были раскрыты неисчерпаемые конструктивные и художественные возможности кирпичной кладки, той системы, которая легла в основу архитектурных идей 11 – 12 вв.

Несмотря на некоторую строгость решения и отсутствие цвета в оформлении, декорировка здания, разнообразие комбинаций из небольшого набора элементов делает облик этого мавзолея праздничным. Здесь проявляются неистощимая любовь к орнаментации, склонность к творческой импровизации, что было весьма характерно для той эпохи.

Источник: Искусство Средней Азии эпохи Авиценны: Альбом /Автор текста и сост. альбома Лютфия Айни. – Душанбе: Ирфон, 1980. – 219 с.

        

	
	
Искусство ислама

Оставить комментарий или два

Вы можете подписаться на комментарии по RSS.

Будте вежливы. Не ругайтесь. Оффтоп тоже не приветствуем. Спам убивается моментально.

Перед отправкой формы: