Главная » Искусство ислама

Мавзолеи мира: мавзолей Абу-Саида в Мейхене (1049 год)

27 августа 2011 Комментариев нет

Мавзолеи мира. Мавзолей Абу-Саида в Мейхене (1049 год). Архитектура Туркменистана. Мавзолей Абу-Саида в Мейхене (1049 год) — мавзолей в Туркменистане, малоизвестный среди мавзолеев мира.  Архитектура мавзолея предвещает архитектуру Сельджуков, в частности, известный мавзолей султана Санджара в Мерве.

Мавзолей Абу-Саида (1049) в современном Туркменистане относится к портально-купольной группе хорасанских мавзолеев. Это один из наиболее известных памятников средневековой архитектуры Туркменистана, но малоизвестный среди мавзолеев мира.

Объем монументального мавзолея Абу-Саида почти кубообразен, для боковых фасадов характерны гладь кирпичной кладки в нижней половине стен и семиарочные настенные аркатуры в верхней; это – предвозвестие гладких стен и сквозной аркады мавзолея Санджара в Мерве, столице Сельджукидов.

Аркатуры мавзолея Абу-Саида можно было бы назвать «ложными», если бы за ними не располагались конструктивные по назначению разгрузочные арки (отметим, что в более раннем мавзолее Абул-Фазла выведена потайная, конструктивно-разгрузочная галерейка). Купол приподнят на цилиндрическом барабане.

На главном фасаде господствует возвышенный объем портала. Судить об его оформлении почти не представляется возможным — в 14 в., при реставрации, поверхность портала была покрыта изразцовыми облицовками, но кое-где в местах их обрушения видны прокладки из фигурных резных кирпичиков. Во всяком случае, первоначальные членения фасада также строились на П-образном обрамлении высокой арки, масштабно контрастирующей с арочками настенных аркатур.

Архитектоника интерьера мавзолея Абу-Саида (первоначально оформленного в кирпичной фактуре, но в 14 в. покрытого росписями по белой штукатурке) отлична от мавзолеев центрического типа. Членение его, отражая общее построение конструкции перехода от квадратного плана к куполу, следует принципу сопоставления разномасштабных арок: четырех широких и глубоких арок, лежащих на осях, декоративной аркатуры, проходящей по верху стен, и, наконец, трехлопастных парусов, заполненных полу- и четвертными конструктивными сводиками.

Литература: Пугаченкова Г.А. Искусство Туркменистана. Очерк с древнейших времен до 1917 г. — М.: Искусство, 1967. — С. 124 — 125.

Искусство ислама

Оставить комментарий или два

Вы можете подписаться на комментарии по RSS.

Будте вежливы. Не ругайтесь. Оффтоп тоже не приветствуем. Спам убивается моментально.

Перед отправкой формы: