Главная » Искусство ислама

Мавританское искусство Альгамбры

22 сентября 2011 Комментариев нет

Воплощение мавританского искусства - дворец Альгамбра в Гранаде. Дворец львов. Потолок и арки северного портика.

Воплощение мавританского искусства — дворец Альгамбра в Гранаде. В Альгамбре проявляется сущность мавританского искусства: гармоничный синтез архитектуры, декоративных форм скульптуры и живописи, каллиграфии, орнамента, элементов природы, «искусства воды», поэтического слова.

Мавританское искусство: истоки и особенности. Мавританское искусство Испании — искусство Гранадского эмирата. Мавританское искусство появилось не на пустом мечте. В его основе — искусство Арабского халифата, искусство берберов и захвативших Пиренейский полуостров вестготов. Слияние этих направлений привело к появлению собственно мавританского искусства. В Испании, в Гранадском эмирате в частности, мавританское искусство можно рассматривать в контексте трёх направлений: стиль мудехар, мавританское искусство Альгамбры, и пример фортификационного строительства испанских мавров — крепость Алькабасав Гранаде. Здесь остановимся на памятнике дворцовой архитектуры в мавританском стиле — гранадской Альгамбре.

Где находится Альгамбра? Дворец Альгамбра находится на восточной окраине Гранады, города в Испании. Альгамбра — дворец мавританских властителей Гранады, которая была столицей Гранадского эмирата. Название дворца восходит к 11 в. Название «Альгамбра» производят от арабского «аль-Хамра», что означает «Красная». Это одна из версий, до сих пор точного объяснения названия дворца не имеется.

Мавританское искусство. Дворцовый комплекс Альгамбра в Гранаде (Испания). Основание дворца Альгамбра. Владельцы Альгамбры. Основание Альгамбры как новой правительственной резиденции династии Насридов (1238 – 1492) связано с именем её первого эмира Ибн Ахмара (1238 – 1273). Однако дошедшие до нашего времени дворцовые и административные сооружения относятся к 14 в., периоду правления просвещенных гранадских государей Йусуфа I (1333 – 1353) и его сына Мухаммеда V (1353 – 1391).

Мавританское искусство в архитектуре Альгамбры. Художественный образ Альгамбры, рожденный её архитектурой. Альгамбра – яркий образец позднемавританской архитектуры с присущим ей изощрённым декоративным богатством. Залы с пышной орнаментальной отделкой (Абенсеррахов, Послов, Двух сестёр, Суда) группируются, как и другие помещения Альгамбры, вокруг Дворика миртов и Дворика львов. Образ Альгамбры синтетичен, он рождается из содружества архитектуры, декоративных форм скульптуры и живописи, каллиграфии, орнамента, элементов природы, «искусства воды», поэтического слова. Мера и гармония присущи этому выдающемуся памятнику арабского средневековья.

Альгамбра воплощает определенную философию бытия, которая находит последовательное воплощение в её художественном образе. Сложная система изменчивого освещения Альгамбры заключает в себе идею светозарности. Ощущение созерцательности рождают архитектурные формы Альгамбры, открывающиеся виды, которые «пленяют взор и захватывают разум». К зрителю активно взывают и поэтические «говорящие» надписи, заключенные в узор Альгамбры. Двор, ниша, арка, фонтан обращаются нередко к зрителю в первом лице, приглашая его вглядеться, постичь их эстетическую и Мавританское искусство. Дворец Альгамбра в Гранаде (Испания). Фрагмент декора.  символическую сущность: «Я – сад, который украсила красота, ты познаешь мое существо, если вглядишься в мою красоту» (касыда Ибн Зумрука в Зале двух сестер) или «Это сад, в нем постройки так прекрасны, что богом не разрешена существовать другая красота, могущая с ним сравниться» (надпись на Фонтане львов).

В образной концепции Альгамбры тесно переплетаются два начала: символ небесного рая сливается с образом человеческого жилища, а мир конкретных живых реалий преображается в мир условно-иллюзорный. Вот примеры. Арка Альгамбры уподоблена невесте в прекрасном брачном уборе. До наших дней в Марокко невеста в роскошных драгоценных одеждах – сама по себе произведение искусства, её несут в специальном паланкине в виде маленького кубообразного сооружения с подковообразной аркой, в пространство которой невеста как бы вписана. Мрамор фонтана в саду Дарахи, омываемый водой, уподоблен тающему льду. Сочетание твердого и неподвижного с текучим и ускользающим теряет четкие границы, неуловимость контраста волнует воображение поэта. Само представление о тающем льде в городе у подножия Сьерры-Невады, приобретает зрительную конкретность.

Источник: Каптерева Т.П. Искусство Испании: Средние века. Эпоха Возрождения: Очерки. — М.: Изобр. искусство, 1989. — С. 169 — 203.

Искусство ислама

Оставить комментарий или два

Вы можете подписаться на комментарии по RSS.

Будте вежливы. Не ругайтесь. Оффтоп тоже не приветствуем. Спам убивается моментально.

Перед отправкой формы: