Главная » Искусство ислама

Искусство каллиграфии

30 января 2014 Комментариев нет

Искусство каллиграфии. Плитка. 1308 г. Иран. Кашан. Метрополитен музей.Искусство каллиграфии в исламском искусстве – это каллиграфическое написание арабского письма, арабская каллиграфия. Каллиграфия как искусство ценится как искусство письма – красивого и чёткого.

Слово «каллиграфия» (kalligraphía) имеет греческое происхождение и переводится как красивый почерк. Происходит «каллиграфия» от двух слов: kallós – красота и grápho – пишу.

Арабская каллиграфия заключала в себе религиозно-символическую идею священного характера письма.  Не случайно ее называют единственной в исламском мире сакральной иконографией и как зримое воплощение слова – божественного разума – самым арабским из пластических искусств. Значение арабской каллиграфии вышло далеко за пределы культа.

Искусство каллиграфии. Диван Султан Хусейн Мирза. Каллиграф Султан Али Машхади. Герат, Афганистан. 1500 г. Метрополитен музей.Искусство каллиграфии в странах, где ислам определял границы в изобразительном творчестве, стало источником разнообразных орнаментально-ритмических композиций. Подобные каллиграфические композиции нередко сочетались с геометрическими и растительными узорами, становились неотъемлемой частью книжной миниатюры. Арабская каллиграфия украшала памятники исламской архитектуры (архитектурная эпиграфика). Слово Корана, включенное в орнамент архитектурного убранства памятников исламской архитектуры, выполняло декоративную и изобразительную функцию. В своем зрительном воплощении оно становилось вечным, запечатленным на века.

Рукописные книги, которые украшались миниатюрами, создавались трудом целого коллективаИскусство каллиграфии. Образцы каллиграфических почерков 16 – 17 вв. мастеров. Бумагу, предназначенную для рукописи, специально обрабатывали, полировали, иногда окрашивали. Затем приступали к переписке текста рукописи. Арабскому письму, которым была написана священная книга – Коран, мусульманская традиция приписывала божественное происхождение. Поэтому на Ближнем и Среднем Востоке, где получила распространение арабская письменность, искусство каллиграфов пользовалось особым уважением.

Однако не только религиозное чувство, но и чисто художественные достоинства письма делали каллиграфию высоко ценимым видом средневекового исламского искусства. Одним из первых – еще в 7 в., был создан куфический почерк (шрифт «куфи») – прямолинейный и угловатый по начертанию. Позднее возникло ещё шесть канонизированных почерков каллиграфии: «насх», «сульс» и др. Каждый из мастеров каллиграфии работал с определённым почерком.

Насчитывают более 20 шрифтов арабской каллиграфии. Угловатый куфический шрифт («куфи») в искусстве каллиграфии был, например, удобен при выкладке изразцовыми кирпичиками, шрифтами «сулюсом» и «насхом», имеющими ровные и красивые очертания Искусство каллиграфии. Коран. Багдад. 1308 г.  Метрополитен музей.букв, обычно писали Кораны и другие религиозные тексты. Мелкий изящный, точно бисерный шрифт «рик'а» был самым употребительным в скорописи, письмах, а для официальных султанских указов – бератов и ферманов – использовались преимущественно шрифт «джери» и «дивани».

Буквы арабского алфавита имеют свои законы начертания, в значительной мере обусловленные стремлением к красоте почерка, к гармонии его линий и форм. Пожалуй, нигде в мире письменность не получила такого эстетического значения, как в исламском искусстве. Артистизм исполнения букв требовал особого таланта, достигался длительным упражнением и навыком, накопленным годами. Ценилась не быстрота письма, а художественные качества его исполнения. В одном из руководств для мастеров каллиграфовАрабская каллиграфия. Памятник 7 в. сказано: «Если за день будет переписано десять двойных стихов, то какое изящество может быть в этом почерке? Если хватит терпения, пиши в день лишь два двойных стиха, а если нет – один». Каллиграфии как виду искусства придавалось также этическое значение: «чистоту письма» считали признаком «чистоты души».

 До нас дошли лишь некоторые имена знаменитых мастеров искусства каллиграфии. Старинные трактаты о каллиграфах, как правило, приписывают создание почерка «куфи» зятю пророка Мухаммеда халифу Али ибн Абу-Талибу. В Багдаде  работали выдающиеся мастера каллиграфии Ибн Мукла (10 в.), Ибн Бавваб (11 в.), Якут Мустасими (13 в.).  Среди крупнейших мастеров каллиграфов Ирана и Средней Азии – мастера каллиграфии Мир Али Тебризи (14 в.), Султан Али Мешхеди (15 в.), Мир Али Харави, Шах Махмуд Нишапури, Ахмед аль-Хусейни (16 в.).

Искусство каллиграфии. Михраб. 1354 г. Исфахан. Иран. Метрополитен музей.Шрифты «куфи» и «насх» – два главных типа в средневековой арабской каллиграфии. Но их использование выходило за пределы высокого искусства, применялось и в создании повседневных вещей. При этом первоначальное значение надписи часто утрачивалось, арабская каллиграфия превращалась в орнаментальный мотив. Так, буквы шрифта «куфи» на средневековой среднеазиатской керамике выполнены то тонким, очень рельефным валиком, с заостренными концами, то широкими, плоской резьбы контурами, местами с растительными навершиями, или с «узлами счастья».

Почерк шрифта арабской каллиграфии «насх» предстает гибким, с причудливыми петлями, нередко в переплетении с растительными элементами.Искусство каллиграфии. Коран. Фрагмент. Каллиграф Умар Акта. Ок. 1400 г. Центральная Азия (возможно Самарканд). Метрополитен музей. Каллиграфические надписи были не религиозного содержания: это всякого рода традиционные благопожелания – богатства, могущества, здоровья, счастья, довольства и пр. Далеко не все из них выполнены грамотно, а в ряде случаев это просто нечитаемые «псевдонадписи». Бесспорно, что изначальный, «образцовый» текст изготовлялся искушенным в своем деле мастером каллиграфом, но со временем, копируя его в бесчисленных повторах, мастера – керамисты делали все больше искажений, доведя каллиграфическую арабскую надпись в конечном счете просто до бессмыслицы. Тем более что базарный потребитель всех этих штампованных кувшинов и графинов был и совсем несведущ если не в письме, то в арабском языке. При всем том мастера керамисты сохраняли здесь самое, с их точки зрения, главное – орнаментальную выразительность буквенных знаков, не очень заботясь о существе их сочетаний.

В Хорасане приверженность к геометризму линий находит отражение и в архитектурной эпиграфике – здесь стойко сохраняется каллиграфический шрифт «куфи», которое эволюционирует от архаически строгого шрифта «куфи» (фасады мавзолеев Абдуллы бини Бурейды, Ярты-Гумбез) к более вычурным и плавным выгибам букв с узорным усложнением концов «цветущего куфи». Между тем в мавзолее Фахреддина Рази использован шрифт «насх» – со стройными линиями вертикальных букв и замысловатой вязью горизонтальных, – плавно бегущие линии которого гармонически сочетаются со сложными переплетениями растительного узора.

Искусство ислама

Оставить комментарий или два

Вы можете подписаться на комментарии по RSS.

Будте вежливы. Не ругайтесь. Оффтоп тоже не приветствуем. Спам убивается моментально.

Перед отправкой формы: