Главная » Искусство ислама

Искусство Ирана в 12 — 19 веках

30 мая 2011 Комментариев нет

Искусство Ирана. Завеса или покрывало из бархата. Коллекция исламского искусства Ирана в Государственном музее народов Востока (Москва).

Искусство Ирана 12 — 19 веков из коллекции исламского искусства Ирана в Государственном музее народов Востока (Москва) включает образцы иранской керамики из Кашана и Рея, картины иранских художников 19 века, художественные изделия из металла, текстиль, ковры, рисунки, миниатюры, образцы каллиграфии. Коллекция дает представление об исфаханском стиле в искусстве Ирана периода правления династии Сефевидов, а также искусстве и культуре Ирана в эпоху Каджаров.    

Иранская керамика. Повествование об исламском искусстве Ирана начинается с эпохи расцвета керамического производства в Кашане и Рее в 12 – 14 вв. Для этого времени характерны разнообразные технологии украшения изделий, применявшиеся как для сосудов, так и для архитектурных изразцов: знаменитая отливающая золотом люстровая роспись, иногда в сочетании с рельефным узором или деталями, исполненными кобальтом; рельеф или черно-синяя роспись краской под бирюзовой глазурью; надглазурная полихромная роспись эмалевыми красками – минаи. Все эти технологии использовались иранскими мастерами керамистами для создания богатого декора, включающего геометрический, растительный орнаменты; арабскую графику; изображения птиц, животных и людей, часто составленные в сюжетные композиции пира или охоты. Есть в коллекции и керамические скульптурные фигурки: птица с женской головой, сосуд с головой петуха. Эти предметы наглядно опровергают распространенное заблуждение о существовании в исламе запрета на изображения живых существ.

Художественные изделия из металла. Несколько изделий из металла 13-14 вв. являются примерами традиционных форм того времени: подставок для светильников, высоких подсвечников, чаш, расширяющихся книзу. Подобные предметы из бронзы с инкрустацией золотом и серебром украшали иранские дворцы.

Из имеющейся в музейном собрании обширной коллекции металлических изделий 19 в. для экспозиции отобраны образцы богато декорированного оружия и церемониальные доспехи. Кроме этого, в экспозиции показаны металлические фигурные сосуды, очень популярные в иранском искусстве исламского времени. 

Исфаханский стиль в искусстве в эпоху династии Сефевидов. Правление династии Сефевидов (1499—1722) – время сложения основ иранского государства в его современных границах. Наивысший расцвет искусства в 17 в. был связан с обустройством новой столицы в Исфахане. Почти во всех видах искусства: изразцах, керамической и металлической посуде, коврах и шелковых тканях, миниатюре и каллиграфии – появился и развился особенный исфаханский стиль. Стены дворцов были покрыты полихромными изразцовыми панно, расписаны сюжетными сценами; интерьеры украшены коврами и бархатами из шелка с включением серебряных нитей. Значительная часть текстильных изделий (например, такие как ковры «полонезы»), создавались специально для экспорта в Европу. В связи с увлечением в Иране китайским фарфором, появился новый вид изделий – фаянсы с подглазурной росписью кобальтом в подражание китайским образцам. Целая коллекция подобных блюд выставлена в музее. В то же время новое осмысление получали и сами китайские сосуды: местные мастера обрамляли в металл фарфоровые вазы, превращая их в традиционные иранские кувшины с длинным носиком и ручкой.

Книжная традиция в средневековой иранской культуре. Особое место в исламской культуре занимают виды искусства, связанные с книжной традицией, большую роль которой придавала священная книга мусульман Коран. В музее имеется сменная экспозиция рисунков, миниатюр, образцов каллиграфии, отдельных листов  из рукописей с орнаментальными заставками различных периодов.

Картины иранских художников первой половины 19 века. Время правления Каджарской династии (1785—1925) ознаменовано появлением в Иране станковой живописи, возникшей под влиянием европейского искусства. Государственный музей Востока обладает одной из богатейших коллекций иранских картин первой половины 19 в. В залах выставлены портрет наследного принца Аббас Мирзы (1783—1833), уменьшенная копия официальной тронной церемонии Фатх Али Шаха (1797—1834), портреты обитательниц гарема и юных принцев, картины на сюжеты персидских поэм. Помимо больших картин на холсте получила распространение живопись на стекле, исполненная в меньшем формате, а также росписи под лаком, покрывающие небольшие изделия из папье-маше или дерева, такие как туалетные коробочки, шкатулки, футляры для зеркал, переплеты, подставки для  книг, пеналы для письменных принадлежностей (каламданы).

Иранский текстиль и иранские ковры 19 века. Иранский текстиль 19 в. представлен каламкарами – хлопковыми тканями, украшенными набивным орнаментом или ручной росписью с сюжетными сценами в лубочном стиле.

Удивительное сочетание разных времен и традиций демонстрирует иранский ковер 19 века, на котором выткано стилизованное изображение скального рельефа, запечатлевшего триумф одного из прославленных ахеменидских царей Дария. Рядом с имитацией клинописи, которая сопровождала рельеф, на ковре нанесены персидские надписи, рассказывающие о победе Дария над врагами.

Источник

Искусство ислама

Оставить комментарий или два

Вы можете подписаться на комментарии по RSS.

Будте вежливы. Не ругайтесь. Оффтоп тоже не приветствуем. Спам убивается моментально.

Перед отправкой формы: