Главная » Искусство ислама

Города Золотой Орды: влияние исламской архитектуры

6 декабря 2011 Комментариев нет

В городах Золотой Орды отчетливо проявлялось влияние исламской архитектуры. Маджары. Развалины мавзолея. Рисунок П. С. Палласа. 1793 год. Смешанность культуры городов Золотой Орды проявлялась в домостроительстве и архитектуре. Так, наряду со зданиями исламского типа рядовые дома имели много черт, заимствованных из Центральной Азии: часто стена сооружалась из щитовых деревянных конструкций, поставленных на кирпичный цоколь. Во внешнем виде квадратного дома города Золотой Орды был ряд черт от юрты. Часто перед массивными кирпичными домами строился вход в виде вымостки, ограниченной Г-образными стенами, что можно встретить в архитектуре 13 ст. в Монголии. Системы отопления типа канов были заимствованы из областей Центральной Азии, а типа подпольных гипокаустов – из Волжской Болгарии.

Влияние исламской архитектуры в городах Золотой Орды ощущается в наземных мавзолеях, раскопанных на Мечетном городище (в Волгоградской области), на Увеке близ Саратова, в мавзолеях 14 — 15 ст. в Маджарах и в некоторых других районах Предкавказья, а также в сохранившихся на Южном Урале мавзолеях «Башня Тамерлана» близ озера Кисяне и «Башня Болгасын» в юго-восточной Башкирии, кроме того, в подземных мазарах, изученных в Сарае (Селитренное городище) и др.

На Водянском городище в Волгоградской области в 1971 — 1972 г. была раскопана большая соборная мечеть 14 в. с мощными каменными стенами, плоским перекрытием, державшимся на колоннах, которые образовывали шесть нефов, с михрабной нишей, оформленной пилонами сложной профилировки, с врытой в качестве подставки для Корана мраморной колонной, под которую для упора был подложен кусок тоже мраморной позднеантичной капители (детали, вывезенные из развалин какого-нибудь причерноморского города). Над михрабом была алебастровая панель с куфической религиозной надписью.

«Черная палата» в Болгарах. 14 век.Монументальная архитектура городов Золотой Орды развивалась в соответствии с общим направлением исламской культовой архитектуры Средней Азии и Закавказья. В ряде сохранившихся зданий хорошо прослеживается влияние зодчества Азербайджана и сельджукской Малой Азии. Таковы мавзолей «Дворец Турахана» близ Уфы и упомянутый уже мазар «Башня Тамерлана».

Источник: Федоров – Давыдов Г.А. Искусство кочевников и Золотой Орды. Очерки культуры и искусства народов Евразийских степей и золотоордынских городов. – М.: Искусство, 1976. – 228 с.

Читайте по теме: Столицы Золотой Орды

Искусство ислама

Оставить комментарий или два

Вы можете подписаться на комментарии по RSS.

Будте вежливы. Не ругайтесь. Оффтоп тоже не приветствуем. Спам убивается моментально.

Перед отправкой формы: