Главная » Искусство ислама

Дворец Топкапы в Стамбуле

21 октября 2011 Комментариев нет

Стамбул. Топкапы. Топкапы – дворцово-парковый комплекс османских султанов в Стамбуле. История Топкапы, памятник османской дворцовой архитектуры, охватывает 15 – 19 вв. Декоративное оформление интерьеров дворцов Топкапы и помещения гарема ярко характеризует османский (турецкий) стиль этого периода.

Топкапы включает, помимо «дворца султана», ряд дворцов (Чинили-Кёшк, Ереванский, Багдадский), гарем Топкапы, административные, хозяйственные помещения. Топкапы окружен стеной и разделен на внутренние дворы.

Самая старая часть дворца Топкапы – дворец Чинили-Кёшк (1466 – 1470, в переводе «Изразцовый павильон»), который начали возводить в Стамбуле в 1466 г. по приказу Мехмеда II. Сохранилась декоративное убранство «изразцового павильона», которое отражает особенности раннего османского (турецкого) стиля в интерьере. Небольшие прямоугольные кирпичики, глазурованные с одной стороны, покрывая арку, свод и стены главного входа, образуют пеструю мозаику с геометризованным узором и арабскими надписями.

История собственно дворца Топкапы началась с первоначально небольшого деревян­ного павильона, погибшего в результате пожара. Новый дворец был возведен на Босфоре в 1709 г., при Ахмеде III, а затем перестраивался в 1733, 1741 и 1748 гг. При последующих султа­нах — Османе III,  Абдул-Хамиде I, Селиме III перестройка продолжалась, и к 1817 г. на месте павильона вырос новый дворец с величественной архитектурой из камня и дерева, решенной в строгих линиях. Чтобы избежать моно­тонности его внешнего вида, строители расчленили фасад четырехуголь­ными выступами, которые вместе с удлиненными окнами придают архитектуре дворца уравновешенность и пропорциональность. Созданию единого и гармонич­ного художественного образа главного дворца Топкапы в немалой степени способствовало и распо­ложение дворца на самом берегу пролива. Четкие контуры светлых стен как в зеркале отражались в воде, а темные купы деревьев образовывали живописное обрамление всему сооружению.

В комплексе Топкапы при­рода вообще играла большую роль, усиливая эстетическое восприятие того или иного памятника, выделяя наиболее характерные особенности форм, линий, силуэта. Османский (турецкий) стиль в интерьере. Гарем Топкапы. Комната для фруктов Ахмеда III.Среди многочисленных тенистых садов Топкапы был осо­бенно знаменит «Сад тюльпанов». В царствование Ахмеда III увлечение придворной среды тюльпанами стало модой, и не случайно первую треть 18 ст. в истории Османского государства турецкие летописцы называли «Эпохой тюльпанов». Сад состоял из двух частей — «Дворца роз» и «Соб­ственного сада», где выращивалось множество самых разнообразных цве­тов. Среди них преобладали тюльпаны, которых по сведениям историков того времени насчитывалось 832 разновидности. О необычайной красоте сада поэты слагали стихи, а историк Решид с восхищением писал о блестя­щих празднествах и фейерверках, устраивавшихся в нем.

Стамбул. Топкапы. Багдадский дворец. На территории Топкапы в честь взятия Еревана был воздвигнут в 1635 г. Ереванский дворец, позже – в 1639 г. – Багдадский дворец в честь взятия Багдада. Архитектура Багдадского дворца легка по своим пропорциям. Это восьмиугольная постройка  с четырьмя выступами – фонарями, увенчанная изящным по силуэту куполом, окруженная террасой с мраморной колоннадой. Нижняя часть стен облицована плитами из мрамора и других пород цветного камня, а верхняя выложена красочными изразцами.

Большие окна в выступах и боковых стенах хорошо освещают двухсветный восьмиугольный зал, яркий пример интерьера в османском (турецком) стиле. Затейливые узоры переплетов окон, сделанных из светлого штука, в который вмонтированы цветные стекла, кажутся окаменевшим кружевом – белым при дневном свете и черным, если смотреть на них из помещения. Купол дворца, расписанный орнаментом и украшенный лепкой, опирается на стрельчатые арки, а стены сверху донизу покрыты изразцами. В верхней части располагаются орнаментальные панно, по контурам соответствующие очертаниям арок или выступов; помещенная ниже лента фриза с кораническими надписями, белыми на синем фоне, опоясывает весь зал. Надписи выполнены каллиграфом Махмуд Челеби Топханели. В интерьере Багдадского дворца интересны несколько панно. В сложную композицию из голубовато-зеленых зубчатых листьев, пышных лотосов, вьющихся стеблей, слившихся в единую симфонию красок и линий, органически вошли необычные компоненты: на цветущих ветвях сидят птицы, а под кустом, повернув в грациозном изгибе шею, застыли олени.

Литература: Миллер Ю. Искусство Турции. – М. -Л.: Искусство, 1965. – С. 89, 71-72.

Искусство ислама

Оставить комментарий или два

Вы можете подписаться на комментарии по RSS.

Будте вежливы. Не ругайтесь. Оффтоп тоже не приветствуем. Спам убивается моментально.

Перед отправкой формы: