Главная » Искусство ислама

Бурса: Зеленый мавзолей султана Мехмеда I Челеби (15 век)

9 сентября 2011 Комментариев нет

Зелёный мавзолей в Бурсе. Шедевр османской архитектуры. 15 в. Зеленый мавзолей (Ешиль-Тюрбе, 1420—1421 гг.) османского султана Мехмеда I Челеби в Бурсе - весьма характерный пример творческого осмысления наследия прош­лого и поисков самостоятельных решений в османской архитектуре.

В основу этого строения положен сельджукский прототип. Но восьмиугольную башню венчает не обычная конусообразная крыша, а небольшой, мягкий по силуэту купол; портал входа завершен стройной аркой, обрамляющей глу­бокую каннелированную нишу со сталактитами. Все это говорит о том, что к середине 15 в. османские архитекторы подходили если еще не законченными, зрелыми мастерами, то уже и не как робкие копиисты старины.

Средняя часть михраба Зеленого мавзолея Мехмеда Челеби оформлена в виде фестончатой арки, заполненной вьющимися из большой вазы желтыми стеблями с бело-голубыми цветами, бутонами и листьями на синем фоне. Композицию дополняет изображение большой лампы, подвешенной на цепочках к вер­шине арки, и двух бронзовых канделябров с длинными тонкими желтыми свечами. Все вместе создает не только изумительную по красочности сим­фонию цвета, говорящую о таланте и вкусе художника. Поместив лампы, подсвечники, свечи среди тончайшего узора, он хотел, по-видимому, вос­произвести по возможности все детали интерьера.

Зелёный мавзолей в Бурсе. Шедевр османской архитектуры. 15 в. Такое мастерство объясняется воздействием традиций керамического дела у Сельджукидов и умением работавших для турок пленных мастеров Ирана, Сирии, Средней Азии. Мозаики Бурсы, Изника, Эдирне обнаруживают большое сходство и в технике, и в цвете, и в орнаменте с декорировкой памятников перечисленных стран и областей, и в частности Средней Азии с её прославленной керамикой Самарканда тимуридского времени.

Двери Зеленой мечети и Зеленого мавзолея в Бурсе, мечети Загнос-паши в Балыкекесире имеют в качестве основной композиции рисунка створок – сочетание геометрических фигур – звезд и многоугольников. Османские резчики имели источник вдохновения – убранство сельджукских сооружений.

Зеленый мавзолей в Бурсе является ярким примером классической османской архитектуры.  

Источник: Миллер Ю. Искусство Турции. — М.: Л.: Искусство, 1965. — С. 14, 16-17, 19.

Искусство ислама

Оставить комментарий или два

Вы можете подписаться на комментарии по RSS.

Будте вежливы. Не ругайтесь. Оффтоп тоже не приветствуем. Спам убивается моментально.

Перед отправкой формы: