Главная » Искусство ислама

Архитектурная эпиграфика Хорасана

17 июня 2011 Комментариев нет

Мавзолей Иль-Арслана. Фрагмент орнамента с надписью. Куня-Ургенч, XII в. Слово Корана, включенное в орнамент архитектурного убранства мусульманских зданий, выполняло декоративную и изобразительную функцию. В своем зрительном воплощении оно становилось вечным, запечатленным на века. Арабская каллиграфия заключала в себе религиозно-символическую идею священного характера письма. Не случайно ее называют единственной в мусульманском мире сакральной иконографиейи как зримое воплощение слова – божественного разума – самым арабским из пластических искусств. Значение арабской каллиграфии вышло далеко за пределы культа.

В архитектурной эпиграфике Хорасана отражается приверженность к геометризму линий – здесь стойко сохраняется куфическое письмо, которое эволюционирует от архаически строгого куфи (фасады мавзолеев Абдуллы бини Бурейды, Ярты-Гумбез) к более вычурным и плавным выгибам букв с узорным усложнением концов «цветущего куфи». Между тем в мавзолее, который носит имя видного ученого-энциклопедиста XII в. Фахреддина Рази (на самом деле погребенного в Герате), но в действительности возведенного для могущественного хорезмшаха Атсыза (или Иль-Арслана)), использован почерк насх – со стройными линиями вертикальных букв и замысловатой вязью горизонтальных, – плавно бегущие линии которого гармонически сочетаются со сложными переплетениями растительного узора.

Источники: Каптерева Т.П. Искусство Испании: Средние века. Эпоха Возрождения: Очерки. – М.: Изобр. искусство, 1989. – С. 44; Пугаченкова Г.А. Искусство Туркменистана. Очерк с древнейших времен до 1917 г. – М.: Искусство, 1967. – С. 130-131

Искусство ислама

Оставить комментарий или два

Вы можете подписаться на комментарии по RSS.

Будте вежливы. Не ругайтесь. Оффтоп тоже не приветствуем. Спам убивается моментально.

Перед отправкой формы: