Главная » Искусство ислама и европейская культура

Христианские мотивы сирийской бронзы 13 века

9 января 2012 Комментариев нет

Блюдо. 13 в. Бронза, инкрустация серебром. Эрмитаж.Особую группу сирийских художественных изделий из металла составляют предметы, украшенные христианскими изображениями. Среди – бронзовый сосуд 13 в. из коллекции Аренберга в Брюсселе. В его узоре, выполненном с непревзой­денным мастерством, сочетаются сцены христианской мифологии с мотивами игры в поло, охоты и «звериного гона».

Одним из замечательных произведений сирийских мастеров художественной обра­ботки металла является так называемое Кашгарское блюдо Эрмитажа. На его поверх­ности, густо покрытой узором, расположенным концентрическими поясами, две узкие полоски заполнены Блюдо. 13 в. Бронза, инкрустация серебром. Эрмитаж. Деталь.мотивами зве­риного гона. В широком поясе в крупных фестонах, образуемых плетением ленты, помещены попарно двадцать четыре фигуры несторианских священнослужителей с ре­ликвиями христианского культа в руках. Фигуры людей и некоторые детали орна­мента выполнены в тончайшей технике инкрустации серебром.

Кашгарское блюдо 13 века из Эрмитажа — произведение высокого художественного качества, прекрасный образец развитого декоративного стиля ближневосточного искусства, когда орнамент и изобразительные мотивы слиты в единый синтетический узор. Вместе с тем декор Кашгарского блюда показывает, что этот стиль в искусстве не был связан с исламом так тесно, как представляютСосуд 13 в. Бронза, инкрустация серебром. Коллекция Аренберга. Брюссель. это некоторые исследователи. На Кашгарском блюде изображены «запретные» живые существа, к тому же пред­ставляющие религию, с которой ислам в это время вел постоянную борьбу. Это еще одно очень убедительное доказательство сравнительной независимости искусства от религии даже в условиях средневековья. А. Ю. Якубовский, исследовавший Кашгар­ское блюдо в 30-х гг., совершенно справедливо писал: «Термин «мусульманское» искусство изжил себя, ибо он перестал отражать не только существо вопроса, но даже необходимые формальные признаки».

Источник: Веймарн Б. В. Искусство арабских стран и Ирана 7 – 17 веков. – М.: Искусство, 1974. – С. 59.

Искусство ислама

Оставить комментарий или два

Вы можете подписаться на комментарии по RSS.

Будте вежливы. Не ругайтесь. Оффтоп тоже не приветствуем. Спам убивается моментально.

Перед отправкой формы: