Главная » Искусство ислама и европейская культура

Восточный стиль в одежде. Турецкий (османский) стиль в одежде

20 мая 2014 Комментариев нет

Османский стиль в современной одежде.  «Стамбул Контрастность». «Dice Kayek». 2010. Музей Виктории и Альберта. Лондон. Восточный стиль в одежде – понятие, характеризующее европейскую одежду, в которой есть мотивы, напоминающие о восточном мире. Поскольку представления о востоке традиционно расплывчатые и смутные, чаще к одежде в восточном стиле относят европейскую одежду, имеющую мотивы традиционного (народного, национального) костюма народов Азии. В первую очередь, речь идет об арабских, турецких, японских и китайских мотивах, уходящих своими корнями в традиционный костюм этих народов.

Восточный стиль в одежде и фольклорный стиль. Не следует смешивать восточный стиль в одежде с фольклорным стилем. Однако нельзя не признать, что восточный стиль в одежде является составным понятия фольклорного стиля в одежде, под которым подразумевается придание европейской одежде черт национального и традиционного костюмов, Восточный стиль в одежде: тюрбан (чалма). Шпалера из серии «Дама с единорогом». Ок. 1500 г. Музей Клюни. Париж. включение подлинных деталей традиционного костюма в создаваемую одежду. И все же фольклорный стиль в одежде не может заменить понятие восточного стиля в одежде, поскольку создатели «этнографических» коллекций в фольклорном стиле порой утрачивают связь с первоисточником, достигая предельной стилизации, когда источник коллекции становится  практически неузнаваемым. Кроме того, одежда в фольклорном стиле может быть стилистически эклектична, о чем свидетельствует, например, одежда хиппи, типичный пример фольклорного стиля.

Особенности традиционного (народного, национального) костюма народов Азии. Османский (турецкий) стиль в европейской одежде эпохи Ренессанса. Под восточным стилем в одежде следует понимать использование в европейской одежде элементов традиционного (народного, национального) костюма народов, живущих в Азии. Костюм азиатских народов очень разнообразен, поэтому и понятие «восточный стиль в одежде» является общим, требующим уточнения в каждом отдельном случае. Правильнее говорить об элементах того или иного костюма народа Азии, которые вошли в европейскую одежду и были популярными (модными) в тот или иной период истории.

Восточный стиль в одежде: тюрбан (чалма). Роспись фасада церкви монастыря в Воронце. 1548-1550 гг. Молдавия.Охватить столь огромный материал невозможно в одной статье, поэтому здесь остановимся лишь на ряде общих элементов в костюме народов, исповедующих ислам, и на тех элементах европейского костюма, которые связаны своим происхождением с культурой Османской империи, что позволяет сказать об османском (турецком) стиле в европейской одежде. Объектом изучения являются памятники живописи Франции, Нидерландов, Италии, Молдавии, Украины 16 – 18 вв.

Тюрбан (чалма) – типичный элемент восточного стиля в европейской одежде,  восходящий к исламским представлениям. Особенностью традиционного костюма народов Азии является то, что их облик сформирован также религиозными представлениями. Народы Азии исповедуют, помимо христианства, буддизма, индуизма, также ислам. При наличии своеобразных черт в костюмах народов, исповедующих ислам, в них имеются общие элементы, отражающие исламские представления. Например, османский (турецкий) мужской костюм будет отличен от могольского костюма, но иметь общие элементы, такие, например, как тюрбан (чалма).

Тюрбан или чалма — один из типичных элементов восточного стиля в европейской одежде. Тюрбан (французское turban, от турецкого tulbent, персидское дульбенд  - грубая кисея, головной убор), который часто называют чалмой, – это головной убор мужчины и женщины, который представлял собой полотнище ткани, обёрнутое вокруг головы. Зачастую тюрбан (чалма) носился поверх шапки, тюбетейки, фески, реже он носился без головного убора, как было принято в Индии и Пакистане. Восточный стиль в одежде: тюрбан (чалма). Вермеер Ян. Девушка с жемчужной сережкой. Около 1665 г. Маурицхёйс. Гаага. Тюрбан (чалма) имеет важное значение в исламской обрядности: умершему в пути мусульманину она служит саваном. У народов, где было принято ношение тюрбана (чалмы), а это народы Северной Африки, Индии, Передней, Южной и Средней Азии, Дальнего Востока, в незначительной степени Кавказа, тюрбан (чалма) отличался величиной, способом обёртывания, цветом. Например, зеленый тюрбан (чалму) носили люди, которые считались потомками Пророка или те, кто совершил паломничество в Мекку; белый тюрбан (чалму) – все остальные мусульмане.

Тюрбан (чалма) в европейской одежде в живописи 16 – 18 веков. Тюрбан часто встречается на картинах эпохи Возрождения. Мужчины и женщины в тюрбане (чалме), замысловато обернутой на голове, находим в живописи Франции (принцесса с единорогом   на шпалере из серии «Дама с единорогом», около 1500 г.). На одном из самых знаменитых женских портретов в истории живописи работы нидерландского художника 17 века Яна Вермеера девушка также изображена в тюрбане («Девушка с жемчужной серёжкой». Около 1665 г., Маурицхёйс, Гаага.). В красочный тюрбан одета святая на украинской иконе 18 века (СвятыеТурецкий (османский) стиль в одежде. Платья в турецком стиле. Жерва Шарль. Портрет леди Мэри Уортли Монтагю. После 1716 г. Национальная галерея Ирландии. Дублин. жёны. Икона из церкви в Конотопе. 18 в.). Портреты 16 – 18 веков также изобилуют изображениями мужчин в тюрбанах. Здесь мы приведем малоизвестное изображение из живописи Молдавии: роспись фасада церкви монастыря в Воронце (1548—1550 гг.).

Турецкие (османские) ткани. Ткани в турецком (османском) стиле в европейской одежде 16 – 17 вв. Изготовление ценных тканей в Османской империи было сосредоточено в мастерских, находившихся в ведении двора. Работа в них регламентировалась особыми султанскими указами, определявшими размеры, расцветку и рисунок.

Турецкие (османские) ткани. Платье в турецком стиле. Доменико Венециано. Портрет знатной молодой дамы. Сер. 15 века. Фрагмент.  По внешнему виду турецкие ткани 16 — начала 17 в. исключительно богаты и разнообразны. Это в немалой степени объясняется тем, что в их декорировке широко применялась золотая и серебряная нить, главным образом для фона рисунка. В орнаментике преобладали излюбленные рас­тительные мотивы: удлиненные, изогнутые зубчатые листья, тюльпаны, лотосы, гвоздики и розы. Композиции основывались на бесконечном варьировании всех этих элементов; фантазия художников была неисчерпаемой, и вряд ли когда-либо удастся учесть все существовавшие варианты. Были среди них, однако, и особенно распространенные. Одна из таких схем в виде сетки из заострен­ных овалов, заполненных мелким растительным узором, напоминает росписи изразцовых панно. В другой схеме основное место занимают равномерно располагавшиеся по поверхности вьющиеся стебли с цветами и листьями. И, наконец, применявшейся только в ткачестве была композиция с боль­шими светлыми гвоздиками (иногда называвшимися «опахалами»), кото­рые четко рисуются на темном, чаще всего красно-малиновом фоне.

Кроме растительных мотивов, ткани орнаментировались двойными волнистыми полосками и тремя кружками, восьмиугольными и шестиуголь­ными звездами, и кругами, что опять-таки сближает их с керамикой.

Спрос на изделия османских ремесленников вызвал, с одной стороны, некоторые изменения в орнаментике турецких образцов, а с другой – подражания в Италии. Учитывая этот спрос, в Бурсе и дру­гих городах Турции стали включать в композиции рисунков очертания европейской короны, венчавшей традиционный овал в схеме «сетки», а бархаты Лукки, Генуи и Венеции в известной мере копировали мотивы декорировки и отча­сти цветовую гамму турецких.

 Турецкий (османский) стиль в одежде. Платья в турецком стиле. Портрет неизвестной мещанки. Середина 17 в. Турецкие (османские) платья в европейской живописи 16 – 18 веков. В европейской живописи часто встречаем образы женщин в платьях, на которых ткани своим рисунком или цветовой гаммой напоминают турецкие (османские) ткани. Один из ярких и наиболее ранних примеров – картина Доменико Венециано, на которой изображена знатная молодая дама. На платье дамы изображены красные гвоздики, один из типичных элементов турецких (османских) тканей. Этот образец тем более интересен и ценен, поскольку портрет датируется серединой 15 века, временем, мало известным в истории турецкого ткачества.

Несомненно, что украинская живопись богата на примеры, имеющие отношение к истории османского (турецкого) стиля в одежде. Украинская знать на картинах 17 -18 веков изображена в костюмах, сшитых из ценных тканей с яркой расцветкой, вероятно, турецкого происхождения.

В 18 веке в европейской живописи появляются женские образы, в которых не ткани, а крой определяют отношение платьев к турецкому (османскому) стилю. Таков портрет ледиТурецкий (османский) стиль в одежде. Платья в турецком стиле. Портрет Криштофа Збаражского. 20-е гг. 17 в. Музей Олешский замок в Львовской области. Украина. Мэри Уортли Монтагю работы художника Шарля Жерва. Мы видим даму, одетую в типично османское (турецкое) платье 18 века, присущее османским миниатюрам 18 века.

Таким образом, под платьем в турецком (османском) стиле следует понимать платье, мужское или женское,  которому присуща орнаментальная и цветовая гамма, характерная для турецких (османских) тканей. Или же, под платьем в турецком Восточный стиль в одежде: тюрбан (чалма). Святые жены. 18 в. Икона из церкви в Конотопе. Музей украинского искусства. Киев. (османском) стиле следует понимать платье характерного кроя, чаще всего относящегося к крою платья 18 века.

Турецкий (османский) или восточный стиль в европейской материальной культуре. В 16 – 17 веках наблюдались постоянные военные столкновения Турции с Европой. Турецкие войска устремлялись в Европу в 1526 году, когда после битвы при Могаче была подчинена сначала часть, а позднее и почти вся Венгрия, в 1529 г. – в первый раз осаждена Вена. Войны в Европе не ограничились Венгрией и Австрией – султанские армии вторгались в Польшу, на Украину, захватили Белград. В 1571 г. флот султана при Лепанто был разгромлен объединенными силами Венеции, Ватикана и Испании, но вскоре после этого турки взяли Кипр. В 1664 г. турки были разгромлены под Сан-Готардом в Венгрии. В 1669 г. турки взяли Крит, а в 1673 г. потерпели поражение под Хотином. В 1683 г. поляки под командованием Яна Собесского разбили армию султана, осаждавшую Вену.

Несмотря на частые военные столкновения, существовали тесные культурные связи Османской империи и европейских государств. Примером могут послужить отношения Турции и Венецианской республики в 15 – 16 веках. В 18 веке, например, вкусы à la turc были широко распространены при дворе французской королевы Марии Антуанетты и Людовика XVI. Есть все основания полагать, что формированием понятия «восточного стиля» в одежде мы обязаны Османской империи, которая пребывала в интенсивных контактах с европейскими государствами. Целесообразнее, вероятно, говорить не о восточном стиле, а о турецком (османском) стиле в европейском одежде 15 — 18 веков.

Османский стиль в современной одежде.  В 2013 г. победителем международного конкурса современного искусства и дизайна «Джамиль» стали дизайнерский дуэт сестёр Эге (дизайнерская марка «Dice Kayek»). Их коллекция «Стамбул Контрастность» вызывает в памяти архитектурное и художественное наследие Стамбула. Парчовый кафтан ручной работы отсылает зрителя к роскошным одеждам османских правителей. Другое платье напоминает ребристую поверхность куполов мечетей. Белое атласное пальто со сложной, ручной работы вышивкой, было вдохновлено византийской мозаикой знаменитой мечети Стамбула, некогда главного храма Византии – Святой Софии. Здесь встает вопрос об источниках османского искусства, в основе которого лежит не только исламская традиция.

Текст: А.А. Шарибжанова.

Искусство ислама

Оставить комментарий или два

Вы можете подписаться на комментарии по RSS.

Будте вежливы. Не ругайтесь. Оффтоп тоже не приветствуем. Спам убивается моментально.

Перед отправкой формы: