Главная » Искусство ислама и европейская культура

Венеция и Турция

5 сентября 2013 Комментариев нет

Паоло Веронезе. Мужской портрет. 1560-е гг. Музей изобразительных искусств. Будапешт.В 15 – 16 веках нередкие военные столкновения  Венецианской республики и османской Турции заслоняют от нас тесные культурные связи между этими государствами. В качестве примера здесь приведем заметки из преданий о знатной венецианской фамилии Мочениго, три представителя которой становились дожами.

В 1474 – 1476 гг. Венецию возглавлял Пьетро Мочениго (род. 1406 г.), принесший Венеции ряд побед над Турцией: в Анталии и на Смирне. Как военачальник он  участвовал в снятии блокады с города Шкодер, укреплении господства Венеции на Кипре. Пьетро Мочениго уже в качестве дожа в 1475 г. встречался с султаном Мехмедом II Завоевателем (1444 – 1446, 1451 – 1481), однако  переговоры не были завершены желанным мирным договором. Война продолжилась, Пьетро умер, и мирные инициативы были завершены лишь при его брате Джованни Мочениго, ставшем дожем Венеции в 1478 году.

Джентиле Беллини. Портрет Мехмеда II. 1480 г. Национальная галерея. Лондон.В 1479 г. в условиях нового военного наступления Турции Джованни Мочениго  подписал невыгодный для Венеции мир с султаном, по которому республика лишилась ряда крепостей на Балканах, и обязалась платить за право торговли в турецких владениях. Получив преимущество в военно-политическом отношении, султан позволил себе проявить интерес к искусству Венеции. Именно в 1479 г. по приглашению Мехмеда II в составе венецианской делегации в Стамбул прибывает официальный живописец Венецианской республики – Джентиле Беллини (1429 – 1507). Широко известен созданный им портрет Мехмеда II Фатиха. Этот тип изображения станет образцовым для Турции и Персии в последующее время.

Характерны исторические анекдоты о личной жизни дожей из семейства Мочениго. О гареме Пьетро Мочениго с турецкими наложницами поговаривала вся Венеция. И через сто лет представителя семейства Мочениго можно принять за турка, не будь на нём модного венецианского плаща, подбитого мехом, и не позируй он великому Паоло Веренезе в Венеции в 1560-х годах.

Искусство ислама

Оставить комментарий или два

Вы можете подписаться на комментарии по RSS.

Будте вежливы. Не ругайтесь. Оффтоп тоже не приветствуем. Спам убивается моментально.

Перед отправкой формы: