Главная » Искусство ислама и европейская культура

Прогулки по Праге: Прага à la turc

11 июля 2014 Комментариев нет

Прогулка по Праге. Тюльпаны весной в Королевском парке в Праге. Прогулки по Праге наталкивают на размышления, ведь трудно представить себе Прагу à la turc, искусство и архитектуру Праги в турецком (османском) стиле.  

Немного истории. В конце 15 – начале 16 в. Чехия и её столица Прага были частью королевства Венгрии и Чехии, которым правили Ягеллоны.

Экспансия османских султанов Селима I (1465 – 1520) и его сына султана Сулеймана I Великолепного (1495 – 1566) по отношению к приграничным европейским государствам стала поводом для возобновления крестоносного движения.

Белое знамя с крестом в 1514 г. получил в королевстве Ягеллонов капитан войска крестьян – куруцей  (букв. крестоносцев) трансильванец Дьёрдь Дожа. Однако поход не состоялся даже в Кроатию, которую уже разоряли проникшие туда конные отряды Дворец Топкапы во время правления Селима I, отца Сулеймана I Великолепного. Турецкая миниатюра. Музей Топкапы в Стамбуле. турок. Движение крестьян-крестоносцев переросло в кровопролитное восстание, серьёзно ослабившее королевство Венгрии и Чехии перед лицом турецких войск. 29 августа 1526 г. королевство потерпело сокрушительное поражение от войск султана Сулеймана Великолепного. В этот день в битве при городеДворец Топкапы во время правления Селима I, отца Сулеймана I Великолепного. Турецкая миниатюра. Музей Топкапы в Стамбуле. Мохач в Венгрии венгерско-чешско-хорватская армия, во главе которой стоял король Людовик II Ягеллон (Лайош II, 1506 – 1526), была разгромлена. Это битва с турками является переломной в истории Чехии. Король погиб, и на престоле чешского королевства утвердились австрийские Габсбурги. Начался путь Чехии к потере своей независимости.

Тюльпаны в Королевском парке Праги. Острое военно-политическое противостояние с Османской империей, прочно обосновавшейся в Европе во время правления султана Сулеймана Великолепного, не могло не повлиять на культурные и торговые связи между Османской империей и Европой. Они существовали и диалог в области культуры и искусства имел место  даже в таких далеких от османской экспансии землях как собственно Прага.

Прогулки по Праге весной. Прогуливаясь по Королевскому парку в Праге, вы увидите море тюльпанов. Есть легенда о том, что тюльпаны в Королевском парке в Пражском граде – подарок османского султана. Какого именно неизвестно. Возможно, это могло произойти во времена императора Рудольфа II (1575 – 1612), который избрал своей столицей не Вену, а Прагу. При нем контакты между империей Габсбургов и Османской империей были официально установлены – в 1606 г. был заключён Житваторокский мир с османским султаном Ахмедом I (1603 – 1617). Султан признал титул Габсбургов и обязался не претендовать на владения Габсбургов в Венгрии.

Прогулка по Праге. Дворец королевы Анны Ягеллонки (бельведер) в Королевском парке в Праге. Бельведер – дворец королевы Анны Ягеллонки в Королевском парке Праги. Садово-парковое искусство эпохи Ренессанса в стиле à la turc? Бельведер – дворец королевы Анны Ягеллонки в Королевском парке – был построен для сестры погибшего при Мохаче короля Лайоша II Ягеллона в 1540—1550-х годах. Дворец считается уникальным образцом ренессансной архитектуры за пределами Италии. Дворец королевы Анны первоначально – легкий одноэтажный павильон, совершенно непригодный для жилья. Лишь позднее дворцу надстроили второй этаж. С учетом климата Праги дворец такого типа кажется здесь совершенно неуместным сооружением.

Королевский парк, который окружает дворец, не принадлежит к числу типичных  ренессансных парков. Прогулка по Праге. Тюльпаны весной в Королевском парке в Праге. Хотя планировка пространства Королевского парка решена с учетом геометрии и законов перспективы, но его природные компоненты не подчинены идее создания идеальных форм. Даже такой беглый взгляд наводит на мысль, что концепция этого парка и дворца не вписывается в традиционное представление о ренессансном дворцово-парковом комплексе. И потому, мне кажется, что само представление о дворцово-парковых комплексах эпохи Ренессанса несколько ограничено. Его истоки рассматриваются в тесной связи лишь с римским и средневековым парковым искусством Европы без учета тесных контактов Европы 15 – 16 в. с той же Османской империей, например.

Представление о дворцово-парковом искусстве Европы в эпоху Ренессанса следовало бы расширить за счет привлечения данных об иранских, турецких, испанских дворцах-павильонах с садами, с их тягой к геометризации, изобилием тюльпанов и роз, искусных фонтанов, водных ландшафтов. Представление о дворцово-парковом искусстве Европы эпохи Ренессанса стало бы более комплексным. Тогда бы не пришла на ум забавная вещь, что комплекс Топкапы в Стамбуле может быть ярким примером ренессансного дворцово-паркового искусства в Турции, а Королевский парк в Праге – типичным парком в стиле à la turc.

Искусство ислама

Оставить комментарий или два

Вы можете подписаться на комментарии по RSS.

Будте вежливы. Не ругайтесь. Оффтоп тоже не приветствуем. Спам убивается моментально.

Перед отправкой формы: