Главная » Искусство ислама и европейская культура

Мечеть и готический собор: символизм в искусстве

13 сентября 2011 Комментариев нет

Мекка, шамаил. Пакистан. ХХ в.

Приверженность пространству земли, понимаемой как неподвижная плоскость, от которого воображение не могло оторваться в заоблачные выси и сформировать новое самостоятельное пространство, – одно из коренных отличий колонной мечети от готического собора, воплощавших по-своему, средствами своих конструктивных и декоративных систем, образ Вселенной.

Наиболее значительные архитектурные памятники мусульманского мира – это культовые сооружения: мечети, медресе, мавзолеи. Мечеть представляет собой основной центр и главный символ мусульманской религиозной жизни. Со временем сложилось несколько типов мечетей – арабская, иранская и турецкая. Три мечети мусульмане считают священными: Масджид ал-Харам («Запретная») в Мекке с Каабой в центре двора, Масджид ан-Наби («Мечеть Пророка») в Медине и Масджид ал-Акса («Отдаленнейшая») в Иерусалиме.

Старейшие мечети, возведенные вне Аравии – мечеть Амра, построенная в 7 в. военачальником Амром ибн ал-Асом в лагере Фустат (территория современного Каира), Масджид ал-Акса в Иерусалиме и мечеть Омейядов в Дамаске.

Самые знаменитые постройки иранского типа – Соборная и Шахская мечети в Исфахане. Центрально-купольный османский тип мечети представлен такими шедеврами, как Голубая мечеть и мечеть Сулеймание в Стамбуле.

Источник: Каптерева Т.П. Искусство Испании: Средние века. Эпоха Возрождения. — И.: Изобр. искусство, 1989. — С. 23.

Искусство ислама

Оставить комментарий или два

Вы можете подписаться на комментарии по RSS.

Будте вежливы. Не ругайтесь. Оффтоп тоже не приветствуем. Спам убивается моментально.

Перед отправкой формы: