Главная » Искусство ислама и европейская культура

Лиза дель Джокондо

8 января 2014 Комментариев нет

Иранский художник Фаррах Оссоули. Мона Лиза. 65х55, картон, гуашь. 2009 г.

Впервые современная иранская художница Фаррах Оссоули использует образ Лизы дель Джоконды, самый знаменитый женский портрет в мире, для исследования вопроса о женщине и исламе, художественного воплощения положения женщины в Иране. Такой подход помогает также по-иному взглянуть на уже привычную для нас трактовку картины, которую создал Леонардо да Винчи. 

Портрет Лизы дель Джоконды (Мона Лиза) – самый знаменитый в мире женский портрет, выполненный в 1503 – 1506 гг. Леонардо да Винчи (1452 – 1519), возможно, по заказу флорентийского торговца шёлком Франческо дель Джокондо, решившего таким образом отметить своё новоселье и рождение сына Андреа. Мнение о том, что на картине изображена жена торговца – мона Лиза ди Антонио Мария ди Нольдо Герардини, исходило от такой авторитетной личности в мире искусства как Вазари. Но тогда почему она в траурном покрывале? Загадка о личности портретируемой, которую согласно наиболее авторитетной традиции называем Лизой дель Джокондой, не решена до сих пор.

Не выявлена также причина того странного чувства, которое вызывает улыбка этой женщины.  Чувство томления и страха, охватывающего не только живописца, но каждого зрителя, как если бы он опасался, что на месте Джоконды внезапно окажется обольстительное чудовище, какая-нибудь морская сирена наподобие той, какая, по свидетельству хроники, летом 1435 г. продавалась на рыбном базаре во Флоренции. Также и определение улыбки как «приятной» приблизительно и неточно и не охватывает явления, теперь известного как улыбка Джоконды.

Самый знаменитый женский портрет в мире. Портрет Лизы дель Джокондо (Мона Лиза). Леонардо да Винчи. 1503 - 1506 гг. Лувр. Париж. Чувство тревоги и беспокойства, видимо, доминируют в портрете Лизы дель Джоконды. Именно в виду такого ощущения появляются аллюзии на этот портрет. Наиболее известный среди плеяды картин, где использовался созданный Леонардо образ – «Автопортрет» Сальвадора Дали от 1964 г.

Портрет Леонардо да Винчи оказался близок и иранской культуре. «Моной Лизой» назвала свою работу известная иранская художница Фаррах Оссоули (род. 1953 г.), предпочитающая в своих картинах выражать своё «личное понимание и толкование жизни и существования посредством символических персонажей и историй». Чтобы выразить двойственность иранской культуры, художница использует образ Лизы дель Джокондо Леонардо да Винчи и миниатюры сефевидского периода (персидскую или иранскую миниатюру). На картине Фаррах Оссоули изображена женщина с загадочной улыбкой Лизы дель Джоконды и кровавым шрамом на шее. Художница пытается запечатлеть характерную, на её взгляд, для иранского мировоззрения двойственность: не жаловаться, даже при наличии травм. Вокруг образа Лизы помещена надпись: «Никто никогда не стремился к более трагическому самоубийству, как я живу своей жизнью». Другие слова из стихотворения используются в этой картине: Никогда, Этот путь, Трагическая, Убийство. Последнее слово: Жизнь.

Иранская художница Фаррах Оссоули смотрит на Лизу Леонардо как на некий символ, который помог художнице выразить собственное мироощущение. Этот сторонний взгляд помогает по-иному взглянуть на уже привычный образ женщины Леонардо да Винчи. Загадка моны Лизы, на наш взгляд,  кроется в трех её составляющих, первые из которых прямо противоположны друг другу: отстраненности и недоступности (сомкнутые руки и прямой стан) и при этом способности расположить к себе (знаменитая улыбка), а также причастности самого мастера к тайне этой женщины. Траурная  вуаль, знак вдовства, прикрывающая причёску синьоры, также как нельзя лучше отвечает излюбленному Леонардо принципу пары противоположностей, а именно – жизнь против смерти. Эта траурная вуаль – намек Леонардо на некую кровоточащую рану «на шее» Лизы, о которой он знал. Её воспитание или же положение в обществе обязывало её хранить одновременно недоступный и располагающий к себе облик. Что случилось в жизни этой дамы, кто она была в жизни самого мастера, всё это остается без ответа. Благодаря воплощению в этой картине двух пар противоположностей, Леонардо да Винчи  создает удивительно правдивый образ женщины эпохи Возрождения, один из самых психологически точных портретов в истории живописи.

Автор текста: А.А. Шарибжанова.

Истояники: Гастев А.А. Леонардо да Винчи. – М.: Молодая Гравдия, 1984. – 400 с., Цёльнер Ф. Леонардо да Винчи. М.: Taschen-Арт-Родник, 2003. – 96 с.; Фаррах Оссоули

Искусство ислама

Оставить комментарий или два

Вы можете подписаться на комментарии по RSS.

Будте вежливы. Не ругайтесь. Оффтоп тоже не приветствуем. Спам убивается моментально.

Перед отправкой формы: