В начало » Искусство ислама

Искусство Ирана в 12 — 19 веках

30 мая 2011 Нет комментариев

Искусство Ирана. Коллекция исламского образцы иранской керамики из Кашана и Рея, художественные изделия из металла, картины иранских художников 19 века, текстиль.

Искусство Ирана. Завеса или покрывало из бархата. Коллекция исламского искусства Ирана в Государственном музее народов Востока (Москва).

Искусство Ирана 12 — 19 веков из коллекции исламского искусства Ирана в Государственном музее народов Востока (Москва) включает образцы иранской керамики из Кашана и Рея, картины иранских художников 19 века, художественные изделия из металла, текстиль, ковры, рисунки, миниатюры, образцы каллиграфии. Коллекция дает представление об исфаханском стиле в искусстве Ирана периода правления династии Сефевидов, а также искусстве и культуре Ирана в эпоху Каджаров.    

Иранская керамика. Повествование об исламском искусстве Ирана начинается с эпохи расцвета керамического производства в Кашане и Рее в 12 – 14 вв. Для этого времени характерны разнообразные технологии украшения изделий, применявшиеся как для сосудов, так и для архитектурных изразцов: знаменитая отливающая золотом люстровая роспись, иногда в сочетании с рельефным узором или деталями, исполненными кобальтом; рельеф или черно-синяя роспись краской под бирюзовой глазурью; надглазурная полихромная роспись эмалевыми красками – минаи. Все эти технологии использовались иранскими мастерами керамистами для создания богатого декора, включающего геометрический, растительный орнаменты; арабскую графику; изображения птиц, животных и людей, часто составленные в сюжетные композиции пира или охоты. Есть в коллекции и керамические скульптурные фигурки: птица с женской головой, сосуд с головой петуха. Эти предметы наглядно опровергают распространенное заблуждение о существовании в исламе запрета на изображения живых существ.

Художественные изделия из металла. Несколько изделий из металла 13-14 вв. являются примерами традиционных форм того времени: подставок для светильников, высоких подсвечников, чаш, расширяющихся книзу. Подобные предметы из бронзы с инкрустацией золотом и серебром украшали иранские дворцы.

Из имеющейся в музейном собрании обширной коллекции металлических изделий 19 в. для экспозиции отобраны образцы богато декорированного оружия и церемониальные доспехи. Кроме этого, в экспозиции показаны металлические фигурные сосуды, очень популярные в иранском искусстве исламского времени. 

Исфаханский стиль в искусстве в эпоху династии Сефевидов. Правление династии Сефевидов (1499—1722) – время сложения основ иранского государства в его современных границах. Наивысший расцвет искусства в 17 в. был связан с обустройством новой столицы в Исфахане. Почти во всех видах искусства: изразцах, керамической и металлической посуде, коврах и шелковых тканях, миниатюре и каллиграфии – появился и развился особенный исфаханский стиль. Стены дворцов были покрыты полихромными изразцовыми панно, расписаны сюжетными сценами; интерьеры украшены коврами и бархатами из шелка с включением серебряных нитей. Значительная часть текстильных изделий (например, такие как ковры «полонезы»), создавались специально для экспорта в Европу. В связи с увлечением в Иране китайским фарфором, появился новый вид изделий – фаянсы с подглазурной росписью кобальтом в подражание китайским образцам. Целая коллекция подобных блюд выставлена в музее. В то же время новое осмысление получали и сами китайские сосуды: местные мастера обрамляли в металл фарфоровые вазы, превращая их в традиционные иранские кувшины с длинным носиком и ручкой.

Книжная традиция в средневековой иранской культуре. Особое место в исламской культуре занимают виды искусства, связанные с книжной традицией, большую роль которой придавала священная книга мусульман Коран. В музее имеется сменная экспозиция рисунков, миниатюр, образцов каллиграфии, отдельных листов  из рукописей с орнаментальными заставками различных периодов.

Картины иранских художников первой половины 19 века. Время правления Каджарской династии (1785—1925) ознаменовано появлением в Иране станковой живописи, возникшей под влиянием европейского искусства. Государственный музей Востока обладает одной из богатейших коллекций иранских картин первой половины 19 в. В залах выставлены портрет наследного принца Аббас Мирзы (1783—1833), уменьшенная копия официальной тронной церемонии Фатх Али Шаха (1797—1834), портреты обитательниц гарема и юных принцев, картины на сюжеты персидских поэм. Помимо больших картин на холсте получила распространение живопись на стекле, исполненная в меньшем формате, а также росписи под лаком, покрывающие небольшие изделия из папье-маше или дерева, такие как туалетные коробочки, шкатулки, футляры для зеркал, переплеты, подставки для  книг, пеналы для письменных принадлежностей (каламданы).

Иранский текстиль и иранские ковры 19 века. Иранский текстиль 19 в. представлен каламкарами – хлопковыми тканями, украшенными набивным орнаментом или ручной росписью с сюжетными сценами в лубочном стиле.

Удивительное сочетание разных времен и традиций демонстрирует иранский ковер 19 века, на котором выткано стилизованное изображение скального рельефа, запечатлевшего триумф одного из прославленных ахеменидских царей Дария. Рядом с имитацией клинописи, которая сопровождала рельеф, на ковре нанесены персидские надписи, рассказывающие о победе Дария над врагами.

 

Запись закрыта для комментариев.