В начало » Ислам и идентичность

Иранское искусство плаката — 1979, 1980-1989 годов

25 ноября 2011 Нет комментариев

Иранское искусство плаката. Графика революции и борьбы.

Это наши герои. 1980 г. Плакат.На постоянной интернет-выставке можно познакомиться с коллекцией иранских плакатов революционного (1979 год) и военного (ирано-иракская война 1980 – 1989 гг.) времени (коллекция Чикагского университета: Middle Eastern Posters. Collection, [Box #, Poster#], Special Collections Research Center, University of Chicago Library). Коллекция содержит плакаты, выпущенные правительственными учреждениями и частными организациями, в первую очередь в Иране и Афганистане. Большинство иранских плакатов из коллекции Чикагского университета были куплены в Стамбуле и Дамаске. Другие были приобретены в Лондоне, Париже, Стамбуле, Дамаске, а также в Пакистане и Индии.

На плакатах революционного времени изображены уличные демонстрации, возвращение аятоллы Хомейни, изгнание шаха Ирана. Часто они несут ярую антиамериканскую и антииракскую направленность. К периоду восьмилетней ирано-иракской войны, одного из крупнейшего после 1945 года военного конфликта в мире, в том числе, и по численности человеческих жертв, относятся плакаты с изображением мужчин, женщин и детей, которые сражаются и мученически умирают. Художники в своих работах нередко прибегали к изображению храбрости детей в ту войну, сокрушались по поводу их трагической и безвременной смерти. На одном плакате, например, изображен мальчик, готовый вступить в бой и мученически умереть, гранаты привязаны к его талии, рядом – его маленькая плачущая сестра с Кораном в руках («Это наши герои», 1980 год).

Похороны сердца. Около 1980 г. Плакат.Плакаты, по мнению организаторов выставки, показывают, что национализм, религия, мученичество и демонизация «иных» являются ключевыми факторами в развитии исламской революции 1979 года и войны в 1980-х в Иране. Плакаты явились важнейшими визуальными механизмами, которые способствовали формированию общественной идентичности, памяти, сыграли значительную роль в развитии событий. Больше, чем в любой другой момент в новейшей истории, плакаты во время иранской революции 1979 года и ирано-иракской войны 1980 – 1988 гг. послужили мощным условием для мобилизации и коммуникации людей, инструментом распространения информации среди неграмотной аудитории. Выставка, по мысли организаторов, направлена на формирование понимания значимости визуального воздействия искусства как инструмента убеждения в революции и войне в современном исламском мире.

Э. Раух, куратор интернет-выставки, отмечает, что искусство иранского плаката 1970-80-х гг. является источником изучения коллективной памяти тех трагических лет, визуальным напоминанием той невыносимой физической и эмоциональной боли, которую иранцы переживали более десяти лет. Об этом также – изображение группы мужчин, которые хоронят свои собственные сердца («Похороны сердца», ок. 1980 г.).

Запись закрыта для комментариев.