В начало » Ислам и идентичность

Иранский художник Хайриш Шива

29 марта 2012 Нет комментариев

Иранский художник Хайриш Шива — аккультурация, культурное обособление, формирование идентичности в традиционном исламском обществе.

Хайриш Шива. Серия «Угол». 2011 г. Галерея Этемад (Ниаваран, Иран).Иранский художник Хайриш Шива представляет современное иранское искусство. Творчество этого молодого художника является ярким примером культурного обособления и аккультурации, процесса формирования идентичности в традиционном исламском обществе, служит источником для изучения психологии представителей передовой художественной среды в современной иранской культуре. 

Напомним, что в археологии и этнографии нет культуры в единственном числе, – есть лишь соотношение культур. Есть только двойственный процесс: культурного обособления (создание всевозможных отличий «нас» от «них») и культурной ассимиляции («аккультурации») путём заимствований и приобщения. В случае современного художника Х. Шива (Hiresh Shiva, род. 1980) мы наблюдаем яркий пример аккультурации и культурного обособления, процесса формирования собственной идентичности в исламском обществе.

Иранский художник Х. Шива словно списывает персонажи своих картин с героев популярных американских комиксов, наделяет их человеческим обликом, повадками насекомых и рептилий. С другой стороны, персонажи иранского художника имеют яркие черты, отсылающие зрителя к исламскому искусству — архитектурному орнаменту, набранному из кирпичиков. Хайриш Шива буквально выстраивает свои персонажи из многочисленных коричневато-белых и голубых кирпичиков, которые вызывают в памяти шедевры исламского архитектурного орнамента 11 – 13 вв. Видимо, художник не остался безразличен к удивительным эффектам кирпичной орнаментации 11 – 13 вв., где кирпич – само тело и конструкция здания, где он формирует стены, колонны, ниши; создает подвижную, постоянно меняющуюся поверхность, где он одновременно функционален и декоративен. Вместе с тем, в каждом фрагменте орнамент законченно ясен, безукоризненно чист и четок. Здесь соблюдена математическая точность. Геометрический орнамент прост, лаконичен, словно переведенная в объемную плоскость математическая формула. Орнамент «воплощает торжество разума и целесообразности, гармонию разумности и художественности». Вот те свойства, в которых раскрывается красота и великая сила искусства той эпохи.

Хайриш Шива. Серия «Угол». 2011 г. Галерея Этемад (Ниаваран, Иран).Творчество молодого иранского художника показывает те сферы, которые оказывают влияние на формирование его творчества и собственной идентичности. Он обращается к американской массовой культуре, создавая образы современного человека, беззащитного и исполненного одиночества. Иранский художник неотделим и от исламской художественной культуры, источника его вдохновения и художественных решений, которая пленяет своей гармонией, разумностью, целесообразностью, чего так не хватает в современном обществе. Исламское искусство неотделимо от творчества молодого художника, представляющего современное иранское искусство, использование мотивов исламского искусства стабилизирует хрупкие и безликие образы, которые он создаёт.

Источник: Искусство Средней Азии эпохи Авиценны: Альбом /Автор текста и сост. альбома Лютфия Айни. – Душанбе: Ирфон, 1980. – 219 с.; Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории (Проблемы палеопсихологии). – М.: Мысль, 1974. – 487 с.; Мавзолей Фахреддина Рази в Куня-Ургенче. Вторая половина 12 в./Пугаченкова Г.А. Искусство Туркменистана. Очерк с древнейших времен до 1917 г. – М.: Искусство, 1967. – 327 с.

Запись закрыта для комментариев.