Главная » Художественная галерея

Турецкие ковры в английском интерьере 16 – 17 веков

11 февраля 2015 Комментариев нет

Сомерсет хаус конференция (Лондонский договор 1604 г.). Анонимный автор. 1604 г. Национальная портретная галерея. Лондон.Турецкое ковроделие и ковры 16 – 17 в. были на высочайшем уровне. В Европе турецкие ковры в интерьере, Англии в том числе, были предметом роскоши, подчеркивавшим достаток дома и социальное положение владельца. В английской живописи 16 – 17 вв. турецкие ковры можно увидеть на портретах первых лиц государства – королей и высшей знати.

В 16 – 17 вв. производство ковров в Турции было сосредоточено в нескольких центрах, среди которых ведущее место занял город Ушак. Ковры, изготовленные в Ушаке имеют, при наличии ряда особенностей, и общие черты: в орнаменте – тенденцию к гео­метризации, а в цветовом решении – преобладание красных, желтых и синих красок. Ушакские ковры разделяют на несколько групп, которые европейские художники в обобщенном виде воспроизводили на своих полотнах.

Ковры с композицией из желтого геометризованного узора, четкими линиями рисующегося на красном фоне, представляют одну из самых больших групп. Живописность подчеркивается и сложным светлым рисунком борта, ими­тирующим арабскую надпись. Эта разновидность изготовлялась на протя­жении почти всего 16 и 17 вв., и благодаря ей Ушак снискал под­линную славу.

Портрет Ричарда Секвила. Приписывается Вильяму Ларкину. Около 1613 г. Кенвуд хауз. Лондон.«Звёзд­чатые» и «медальонные» ковры начали производить также в 16 ст. Как явствует из самих названий, основ­ным в их декорировке были звезды или медальоны. Схема первого типа состоит из трех или четырех изящных по очертаниям темно-синих звезд, располагавшихся обычно на ярко-красном центральном поле. Крупная и хорошо заметная издали композиция была рассчитана и на рассмотре­ние с близкого расстояния. Для этого звезды заполнялись желтым геомет­ризованным орнаментом, а промежутки между ними и широкий борт – стилизованными изображениями роз, лотосов и тюльпанов. Цвет, рисунок и высокое техническое совершенство придают «звездчатым» коврам особую изысканность. В «медальонной» композиции центр поля занят большим овальным медальоном. Покрытый чаще всего растительным, несколько схематичным узором, он контрастировал с однотонным полем.

Судя по составляющим элементам, «звездчатая» схема сложилась цели­ком на турецкой основе: например, звёзды подобных же очертаний можно найти в декорировке рукописей, изделий из металла и прочих произведе­ний искусства. Точно так же растительные мотивы живо перекликаются с аналогичными на тысячах разнообразных памятников.

В отличие от «звездчатой», «медальонная» схема была заимствована из Ирана. Объясняется это тем, что иранское ковроделие в 16 – 17 вв. переживало период расцвета. В это время были созданы шедевры, превос­ходившие все остальные ковры Ближнего Востока по художественному уровню. Вывозившиеся в соседние страны, они, естественно, попадали и в Турцию, где их и копировали.

Композиция и размер обоих вариантов (как правило, 3 – 5 метров в длину при ширине в 2,5 – 3,0 метра) определялись их назначением – они находили широкое применение в быту знати и купцов. Такими коврами завешивали стены в домах, застилали полы и лестницы, раскладывали в садах султанских дворцов. Живые и яркие по краскам, привлекательные благодаря своеобразному сочетанию геометризованного и растительного орнамента, изделия Ушака в числе прочих предметов турецкого экспорта стали проникать и в другие страны, и в том числе в Англию.

Слава османских мастеров доходила и до далекой Англии, где их про­изведения ценились очень высоко и неоднократно воспроизводи­лись в живописи («Семейный портрет короля Генриха VIII»). Тогда же появились «звездчатые» варианты с введенными в орнамент борта гербами дворянских родов Англии, например, дома Монтегю. И сейчас еще иссле­дователи не выяснили до конца, были ли заказаны эти изделия в Ушаке или английские ткачи с поразительным умением повторили великолепные турецкие оригиналы.

Искусство ислама

Оставить комментарий или два

Вы можете подписаться на комментарии по RSS.

Будте вежливы. Не ругайтесь. Оффтоп тоже не приветствуем. Спам убивается моментально.

Перед отправкой формы: