В начало » Искусство ислама и европейская культура

Христианские мотивы сирийской бронзы XIII века

9 января 2012 Нет комментариев

Христианские мотивы сирийской бронзы. Особую группу сирийских художественных изделий из металла составляют предметы, украшенные христианскими изображениями.

Блюдо. XIII в. Бронза, инкрустация серебром. Эрмитаж.Особую группу сирийских художественных изделий из металла составляют предметы, украшенные христианскими изображениями. Среди – бронзовый сосуд XIII в. из коллекции Аренберга в Брюсселе. В его узоре, выполненном с непревзой­денным мастерством, сочетаются сцены христианской мифологии с мотивами игры в поло, охоты и «звериного гона».

Блюдо. XIII в. Бронза, инкрустация серебром. Эрмитаж. Деталь.Одним из замечательных произведений сирийских мастеров художественной обра­ботки металла является так называемое Кашгарское блюдо Эрмитажа. На его поверх­ности, густо покрытой узором, расположенным концентрическими поясами, две узкие полоски заполнены мотивами зве­риного гона. В широком поясе в крупных фестонах, образуемых плетением ленты, помещены попарно двадцать четыре фигуры несторианских священнослужителей с ре­ликвиями христианского культа в руках. Фигуры людей и некоторые детали орна­мента выполнены в тончайшей технике инкрустации серебром.

Сосуд XIII в. Бронза, инкрустация серебром. Коллекция Аренберга. Брюссель.Кашгарское блюдо XIII века из Эрмитажа — произведение высокого художественного качества, прекрасный образец развитого декоративного стиля ближневосточного искусства, когда орнамент и изобразительные мотивы слиты в единый синтетический узор. Вместе с тем декор Кашгарского блюда показывает, что этот стиль в искусстве не был связан с исламом так тесно, как представляют это некоторые исследователи. На Кашгарском блюде изображены «запретные» живые существа, к тому же пред­ставляющие религию, с которой ислам в это время вел постоянную борьбу. Это еще одно очень убедительное доказательство сравнительной независимости искусства от религии даже в условиях средневековья. А. Ю. Якубовский, исследовавший Кашгар­ское блюдо в 30-х гг., совершенно справедливо писал: «Термин «мусульманское» искусство изжил себя, ибо он перестал отражать не только существо вопроса, но даже необходимые формальные признаки».

Источник: Веймарн Б. В. Искусство арабских стран и Ирана 7 – 17 веков. – М.: Искусство, 1974. – С. 59.

Запись закрыта для комментариев.