В начало » Города исламского мира

Хива древний город Узбекистана

5 марта 2012 Нет комментариев

Хива древний город Узбекистана, город-музей, город-музей архитектуры Хорезма. Хива город-крепость исламского мира. Хива древняя столица, в которой сохранились

Архитектура Узбекистана. Хива - город крепость, город-музей. Минарет Ислам-ходжа. История Хивы в 1 — 16 вв. Памятники исламской архитектуры Хивы 13 — 14 вв. По археологическим данным, город Хива, который находится в исторической области Хорезм, был основан на рубеже нашей эры. Назван был по древнему колодцу Хейвак (до 18 в. город назывался Хивак). С начала 4 в. н. э. Хива находилась в составе Хорезма. В 712 г. была завоёвана арабами, в 1221 г. – монголами, в 1388 г. – Тимуром.  О жизни города в период между монгольским и тимуридским разрушениями свидетельствует вросший за пол тысячелетие в землю мавзолей Сеид-Аллауддина (1303 г. или 30-е гг. 14 в.) с уникальным майоликовым надгробием.

Хива - город-крепость. Стены Ичан-калы.Тогда же в городе жил знаменитый в Хорезме и Индии поэт-философ, по профессии скорняк, известный ещё и как непобедимый борец-богатырь, Пахлаван-Махмуд (1247 – 1325). Народное предание превратило его в легендарного пира (покровителя) Хивы. Согласно верованиям, близость к святому обещала его заступничество в другом мире. Поэтому могила Пахлаван-Махмуда (14 ст.) стала центром обширного кладбища, которое сейчас оказалось в центре города. В начале 19 в. около могилы Пахлаван-Махмуда стали хоронить хивинских ханов из династии Кунград. В 1810 г. для этого был отстроен величественный мавзолей, все стены, купола и надгробия которого покрыты прекрасной майоликой.

Хива — столица Хивинского ханства. С 16 в. по 1920 г., когда Хива была столицей Хивинского ханства, город пережил несколько разрушений. В 1740 г. – со стороны иранских войск Надир-шаха (1736 – 1747), в 1873 г. город взяли русские войска – Хивинское ханство стало протекторатом Российской империи.

Город-музей Хива - столица Хивинского ханства. Улица Ичан-калы.Ичан-кала в Хиве. Дашан-кала в Хиве. Цитадель Хивы. В Хиве сложилось по сути два города: внутренний – Ичан-кала (шахристан, в 1968 г. объявлен архитектурным заповедником) и внешний – Дишан-кала (предместье или рабад).

На территории Ичан-калы и Дишан-калы возведены цитадель Куня-арк, т.е. «древняя крепость», которая отстраивалась в Хиве в 13, 14, 17 и 19 вв. Стены цитадели город-крепости Хивы, редкий сохранившийся до наших дней образец средневековых фортификационных сооружений, сложены из глинобитных и сырцовых блоков, высота их – до 10 м. Через каждые 30 метров из стены цитадели Хивы выступают массивные круглые оборонительные башни.

Крепостные ворота Хивы. Сохранившиеся крепостные ворота Хивы первоначально выполняли оборонительные задачи, но со временем превратились в элемент городского благоустройства. Так, ворота Дишан-калы – Кой-дарваза – нарядно украшены цветными изразцами, а восточные ворота Ичан-калы – Палван-дарваза – превращены в торговый пассаж с длинным проездом, крытым куполами, с лавками в боковых арках. К воротам Палван-дарваза примыкал рынок, далее располагалось кладбище, рядом с которым был базар, где продавались рабы.

На Востоке у базаров устраивались обычно и культовые комплексы. Хива не была исключением. К восточным воротам Ичан-калы примыкали, помимо Джума-мечети (конец 18 в., резные деревянные колонны 10 – 19 вв.), и другие сохранившиеся памятники исламской архитектуры Хивы: медресе Кутлуг-Мурад-инак, медресе Абдулла-хана и другие культовые постройки.

Дворец Таш-хаули в Хиве. Комплекс Алла-кули-хана включает медресе 1834 г., рынок, огромный караван-сарай (1830-е гг.), а также резиденцию Алла-кули-хана – дворец Таш-хаули (1830 – 1838). По свидетельству хорезмского историка Шир Мухаммед Муниса в разгар строительства дворца Таш-хаули, лучшего зодчего своего времени, уста (мастера) Нурмухаммеда посадили на кол за то, что он отказался закончить постройку в нереально-короткий срок. Что уж говорить о судьбе тысяч рабов, трудившихся на ханском строительстве:

… Целый город бывает разграблен

От твоего притеснения,

Чтобы был выстроен один дом.

Если бы ты прекратил строительство,

Чтобы оно не вело к грабежу!.. (Абдурахман Джами).

Минареты Хивы. Минарет Кальта-минор.Исламская архитектура центральной части Хивы: комплекс Пахлаван — Махмуда. К югу от Джума-мечети сложился знаменитый центральный ансамбль Хивы. Это целый квартал кладбища и комплекса построек, объединенных именем Пахлаван-Махмуда. Напротив них находится старейшее в Хиве медресе Ширгази-хана (1715 – 1728). Далее расположена небольшая площадь, застроенная в начале 20 ст. ханским сановником Ислам ходжой. Здесь два медресе, двухэтажная школа и замечательный минарет.

Минареты Хивы. Кальта-Минор. Крупнейшее медресе Хивы – медресе Мухаммед Амин-хана (1851/1852). Рядом с ним высится Кальта-минор – недостроенный гигантский минарет, которому предназначалась роль самого высокого минарета в Средней Азии. Высота его достигла бы 70 метров, но стройка остановилась менее чем на его середине в 1855 г.

Минареты играют особую роль в создании неповторимого силуэта Хивы. Их возносящиеся в небо вертикали, отмечающие места самых значительных общественных зданий, создают великолепные перспективы улиц. Вдоль улицы, соединяющей восточные и западные ворота Ичан-калы, минареты следуют с интервалом в 200 метров. А в пролете ворот Дишан-калы Кой-дарваза, при подъезде к городу – улавливается вся их цепочка: Абд-ал-бобо, Палван-кари, Сеид-Шеликер-бея, Ислам-ходжа, Джума… При этом минареты совершенно не похожи друг на друга: строившие их зодчие находили тонкие нюансы в пропорциях, силуэте, размерах и архитектурном декоре.

Хива - город-крепость, город-музей. Дворец Куня-Арк. Михраб летней мечети.Благотворительные заведения Хивы. Бани Хивы. Из числа благотворительных заведений Хорезма только в Хиве сохранилась карихана (дом призрения для слепых чтецов Корана): из-за сильных ветров в Хорезме было велико число глазных заболеваний. У ворот города размещалась и санитарная служба города – бани (бани Ануша-хана 1657 г.). Они были всегда переполнены; в них по очереди, через день, мылись мужчины и женщины (существовали правила хождения в баню, изложенные в кодексе приличий 11 в. «Кабыл-наме»). Лечебным и гигиеническим свойствам бани придавалось огромное значение, так что даже правила строительства бань изложены в «Каноне врачебной науки» Абу Али ибн Сины (Авиценны) (980 – 1037).

История Хивы в 20 веке. С падением Хивинского ханства, в 1920 г. Хива – столица Хорезмской народной советской республики. С 1924 г. – райцентр в составе Узбекской ССР (с 1938 г. – в Хорезмской области). Современная Хива – знаменитый музей Узбекистана под открытым небом, центр ковроткачества и других народных художественных ремёсел (резьба по дереву, керамика, чеканка по меди).

Запись закрыта для комментариев.