Главная » Города исламского мира

Столица Сельджуков

4 марта 2014 Комментариев нет

Скульптура благородного воина в драгоценной короне. Середина 11 – середина 12 в. Искусство Сельджуков в Иране (?). Метрополитен музей. Нью-Йорк. США.Город Мерв – один из древних городов Средней Азии в Туркменистане, столица Сельджуков. От древнего Мерва сохранился ряд архитектурных шедевров, окружённых легендами. Наименование «Мерв» (древнеперсидское – Мургаш, греко-римское – Маргиана) также носила историческая область по реке Мургаб, на берегу которой располагался город Мерв.

Архитектурные памятники Мерва относятся к разному времени. Древнейшую часть города Мерва составляет городище Эрк-Кала, существовавшее уже в середине 1 тыс. до н. э. Оно занимало площадь 12 га, было окружено сырцовой стеной. В центре Эрк-Калы археологи открыли остатки здания на монолитной платформе.

Расцвет Мерва в древности приходится на 2 в. до н. э. – 3 в. н. э. В это время город занимал площадь около 60 кв. км и имел трехчастную структуру, типичную для северо-парфянских городов. Во-первых, цитадель (Эрк-Кала). Во-вторых, собственно город (современное городище Гяур-Кала) с планировкой, определяемой двумя главными улицами, с нерегулярной внутриквартальной застройкой и оборонительными стенами. И в третьи, пригород, также окруженный стеной.

Древний Мерв. Кешк Кыз-кала (большая). 6 – 7 вв. Общий вид.С 3 в. древний Мерв входил в состав государства Сасанидов (2 – 7 вв.), а в 7 ст. был завоёван арабами. В этот период внутри Гяур-Калы и в пригороде возникли культовые сооружения (два буддийских и христианский монастыри) и замки феодалов – большей частью двухэтажные, с «гофрированными» стенами.

Наибольшего расцвета Мерв достиг в 11 – первой половине 12 вв. В это время при султане Санджаре ((1114) 1118 – 1157) город Мерв стал столицей восточной части Сельджукского государства. Древний Мерв превратился в крупный торговый и культурный центр Азии. При дворе султана Санджара в Мерве находились знаменитые в свое время поэты Муиззи (около 1048 (1049) – 1127), Амид Камали и Али Аухададеин Энвери, здесь пребывал некоторые время и Омар Хайям (1040 – 1112), который работал при султанской обсерватории в Мерве, выступала поэтесса Махисти.

В этот период были созданы важнейший архитектурные памятники Мерва.  Территория города Мерва (неправильный четырехугольник городища Султан-Кала с цитаделью 11 – 12 вв. Шахрияр-арк) была обнесена новой стеной. Мавзолей султана Санджара в Мерве, воздвигнутый еще при его жизни, в 40 – 50-х гг. 12 в. зодчим Мухаммедом бини Атсызом ас-Серахси, входил в ансамбль возвышавшихся в центре Мерва сооружений. Здесь был дворец Сельджуков с четырехайванной композицией двора и огромная соборная мечеть, к которой непосредственно примыкал одним из своих фасадов мавзолей султана Санджара.

Мавзолей султана Санджара. Древний Мерв. 40 – 50-х гг. 12 в. Архитектор Мухаммед бини Атсыз ас-Серахси. Мавзолей до реставрации. Туркменистан.Памятник этот уникален, его композиция проста, уравновешена, лаконична. Конструкция арочных устройств и двойной оболочки купола мавзолея Санджара на полтора столетия опережает идеи строителей мавзолея  Ольджейту-Ходабенде в Султании (1305 – 1313, зодчий Али-Шах) и на три столетия – Ф. Брунеллески (1377 – 1446), создателя знаменитого купола собора Санта Мария дель Фьоре во Флоренции. В интерьере мавзолея Санджара, декорированного орнаментальными росписями на белом фоне, торжествует белый цвет; он вносит холодную, умиротворяющую ноту в общий гармонический строй усыпальницы султана. Этот памятник принадлежит к тем шедеврам мирового зодчества, художественный образ которых рождается через синтез функциональных и художественных черт. В нем сконцентрированы качества подлинной архитектурности – техническая изобретательность, четкость композиционного замысла, неразрывное единство целого и деталей, простота и гармония декора...

Как бы ни было раскалено снаружи, в мавзолее Санджара всегда тихо до гулкости, тенисто и прохладно. Посреди обширной пло­щадки, слегка возвышаясь над полом, стоит большое серое надгробие. Оно ничем не примечательно, кроме того, что расположено прямо под центром купола, в котором зияет не­большое отверстие. С этим про­светом связана поэтичная легенда, записанная в 90-е годы 19 ст. В ней сказано, что султан Санджар полюбил пери, которая согласилась стать его женой, лишь наложив три запрета. Муж не должен был видеть, как она расчесыва­ет волосы, не смел глядеть на ее пятки и не имел права обнимать ее за талию.

Любопытный, как, впрочем, все мужчины, султан подгля­дел однажды, что, причесываясь, его супруга, видимо, для удобства, снимает голову с плеч и так расчесывает пряди золотым гребнем. В другой раз, тихонько подкравшись и взглянув жене на пятки, султан открыл, что та не ступает по земле, а плывет по воздуху.

Разоблаченная пери ужасно как рассердилась, и только уговоры духовенства заставили ее остаться подле супруга, но тот не унимался и однажды, неожиданно обняв ее сзади, к ужасу своему обнаружил, что жена не имеет костей. Раз­гневанная пери на сей раз была непреклонна. Она покинула султана, но, снизойдя к его мольбам, велела построить ме­четь выше всех мечетей, с отверстием в куполе, через кото­рое она обещала являться безутешным взорам султана еженедельно, каждую пятницу.

Почуяв час кончины, султан захотел в последний раз взглянуть на свою возлюбленную, та явилась и то ли случай­но, то ли нарочно уронила в купольное отверстие золотой гребень, застрявший между кирпичами. Султан велел до­стать гребешок, положить его в ящичек и после его смерти замуровать в отверстие купола над его головой…    

Мавзолей султана Санджара. Древний Мерв. 40 – 50-х гг. 12 в. Архитектор Мухаммед бини Атсыз ас-Серахси. Мавзолей после реставрации. Туркменистан.После поражения, которое потерпели войска султана Санджара от каракиданей в Катванской битве (в 1141 г. около Самарканда) его государство потеряло былую силу и вскоре распалось. Город Мерв в конце 12 – начале 13 вв. стал крупным центром уже государства Хорезмшахов, но в 1222 г. был разрушен монголами.

Незадолго до этого события, в 1216 – 1219 гг., в Мерве побывал арабский географ Якут: «... Я покинул Мерв в самом лучшем его состоянии. Если бы не то, что произошло из-за нашествия татар на эти страны и их разрушение, я не покинул бы его  [Мерв] до смерти из-за ... множества книг по части основных наук... В то время как я покидал его, там было десять книгохранилищ...».

Якут был восхищен библиотеками Мерва: «Во всём мире я не видел подобных по количеству и превосходству книг… Я наслаждался ими и заимствовал оттуда полезные сведения. И любовь [к книгам] заставляла меня забыть все города, она отвлекала моё внимание от семьи и детей». По словам Якута, «… большая часть полезного в моей книге [имеется в виду классический его труд «Китаб муджам ад-Булдан»] и в других – из этих библиотек».

После разрушений 1222 г. город частично возродился. Городище этого времени в Мерве – Абдулла-хан-Кала к югу от Султан-Кала с регулярной планировкой, остатками дворца, мечети, медресе и нескольких мавзолеев. Однако в это время город значительной роли больше не играл. В 1510 – 1524 гг. и 1601 – 1747 гг. город Мерв находился под властью Ирана, к 19 в. древняя столица Сельджуков окончательно пришла в упадок. Центр области переместился в город Мары, в 30 км к востоку от древнего Мерва.

Использованная литература:

Пугаченкова Г.А. Среднеазиатские миниатюры. 16 – 18 веков в избранных образцах. – Ташкент: Главная редакция энциклопедий, б/г. – 47 с.; Пугаченкова Г.А. Искусство Туркменистана. Очерк с древнейших времен до 1917 г. – М.: Искусство, 1967. – 327 с.; Халаминский Ю. Дорогами легенд. – М.: Сов. художник, 1967. – 184 с.

Искусство ислама

Оставить комментарий или два

Вы можете подписаться на комментарии по RSS.

Будте вежливы. Не ругайтесь. Оффтоп тоже не приветствуем. Спам убивается моментально.

Перед отправкой формы: