Главная » Города исламского мира

История Кордовы: культура и мавританская архитектура

20 февраля 2012 Комментариев нет

Соборная мечеть в Кордове: шедевр мавританской архитектуры. Колонный зал.

История и культура Кордовы, древнего города в Испании, в эпоху, когда Кордова была столицей Кордовского эмирата и Кордовского халифата, мало известна. Мавританская архитектура Кордовы всегда привлекала пристальное внимание ученых и путешественников. В Кордове сохранился шедевр мавританской архитектуры — Соборная мечеть. 

Где находится Кордова? Город Кордова находится на юге Испании, в исторической области Андалусия на реке Гвадалквивир.

История Кордовы (античность — раннее средневековье). Кордова известна со времён, когда местные иберийские племена были завоеваны финикийцами, а потом Карфагеном. Во время II Пунической войны (218 – 201 гг. до н. э.) город был захвачен римлянами. Ко времени римского императора Августа (27 г. до н.э. – 14 г. н.э.), когда Кордова была главным городом римской провинции Бетика, относят постройку моста через Гвадалквивир, опирающегося на шестнадцать арок. В 5 в. Кордова попала в зависимость от вестготов (Толедо).

Кордова — столица Кордовского эмирата. В 711 г. город Кордова был завоеван арабами. Весной этого года отряд под предводительством берберского полководца Тарика ибн-Зияда вторгся на Пиренейский полуостров через сжатый скалами пролив, получивший впоследствии название Гибралтара, то есть Горы Тарика. Аль-Андалус – так арабы называли захваченный полуостров – стал провинцией халифата Омейядов (661 – 750). После прихода к власти в столице халифата Дамаске новой династии Аббасидов (750 – 1258), почти все члены семьи Омейя были истреблены Аббасидами. Но молодому принцу Абд ар-Рахману аль-Муавийя, внуку омейядского халифа Хишама, удалось скрыться от подосланных убийц сначала в Северной Африке, где он безуспешно пытался создать царство. Поддержанный сторонниками семьи Омейя, он высаживается в Испании, захватывает Кордову и провозглашает себя в 756 г. правителем Кордовского эмирата. Так Абд ар-Рахман I (ок. 734 – 788), по прозвищу Пришелец, основал династию кордовских Омейядов.

Соборная мечеть в Кордове: Шедевр мавританской архитектуры. Купол перед михрабом. 965 г.Кордова — столица Кордовского халифата. Кордова — соперница Константинополя, Дамаска и Багдада. В 929 г., при Абд Ар-Рахмане III (912 – 961), Кордовский эмират становится независимым от Аббасидов халифатом. В это время Кордова, полумиллионный город с мощеными улицами, тысячами домов, великолепными дворцами и мечетями, мостами и водопроводом, общественными банями и прекрасными садами, по праву соперничала с Константинополем, Дамаском, Багдадом.

Университет Кордовы в эпоху Кордовского халифата. Кордова стала одним из важнейших центров просвещения и наук арабского мира и Европы. В Кордову приезжали учиться из Франции, Германии, Англии. Среди многочисленных учебных заведений особенной известностью пользовался Кордовский университет, в котором наряду с Кораном и мусульманским богословием изучались и светские науки.

Библиотеки Кордовы во времена Кордовского халифата. Богатейшие библиотеки Кордовы ценились и славились. Библиотека, собранная халифом аль-Хакамом II (961 – 976) в его кордовском дворце, насчитывала не мене четырехсот тысяч томов. По его приказу целая сеть агентов, комиссионеров и переписчиков вела библиографические поиски во всем мусульманском мире. Библиофильство стало подлинной страстью мусульманской Испании. Спрос на книги был столь велик, что в Кордове множество людей жили перепиской редких и ценных рукописей (именно арабы познакомили европейцев с китайским изобретением – бумагой).

Соборная мечеть в Кордове. Центральная михрабная ниша. 965 – 968 гг.Соборная мечеть в Кордове: шедевр мавританской архитектуры. Строительство Соборной мечети в Кордове было начато в 785 г. В истории архитектуры есть памятники, которые как бы несут на себе бремя веков, безграничную давность своего существования на земле. К их числу относится и Соборная мечеть в Кордове. Мечеть при всех перестройках оставалась настолько прекрасной, что христиане, овладевшие городом, не решились её разрушить. Кордовская мечеть избежала трагической участи, постигшей мечети Севильи, Толедо, Гранады, Малаги, Альмерии. В 1236 г. мечеть в Кордове была освящена как собор Вознесения богоматери, в 13 ст. знатные кордовские семьи стали возводить вдоль её внутренних стен отдельные капеллы. В 1523 г. соборный капитул воздвигает в мечети католический храм. Он громоздится в мечети и кажется назойливым, фальшивым, громогласным. Эта несовместимость в 1525 г. сильно поразила посетившего Кордову императора Карла V. Император якобы даже сказал церковникам, что если бы он видел здание мечети раньше, никогда бы не согласился на его перестройку: «Вы построили то, что можно найти повсюду в другом месте, и разрушили то, что было единственным в мире». Однако древняя мечеть поглотила и христианский собор, и многочисленные облепившие её капеллы. Здесь вступаешь в особый мир, атмосфера которого требует длительного созерцания, одиночества и тишины.

Давно принято уподоблять молитвенный зал Соборной мечети Кордовы огромному каменному лесу. Чувство необъятности Вселенной составляет существо кордовской мечети. Её архитектура, где основным элементом масштабного отсчета обычно является колонна, приближена к человеку. Однако соразмерность эта все же относительна. Связывая через отдельные архитектурные формы человека с грандиозным пространством целого, мечеть в конечном счете приобщает его к ощущению безграничности мироздания.

Соборная мечеть в Кордове — великолепный образец и шедевр мавританской архитектуры.

Соборная мечеть в Кордове: шедевр мавританской архитектуры. Мозаика боковой михрабной ниши. Деталь.История Кордовы под властью Севильского эмирата, Кастилии и Испании. Архитектура Кордовы 13 — 18 ст. С распадом в 1031 г. Кордовского халифата его столица сохраняла самостоятельность лишь до 1070 г., когда её подчинил себе эмир Севильи. В 1236 г., в период значительных успехов Реконкисты (8 – 15 вв.), Кордова перешла под власть кастильских королей. Так историческая судьба Кордовы переплелась с судьбами Кастилии, а затем и всей христианской Испании.

Все перипетии средневековой истории Кордовы 11 — 15 веков также пережила башня Калаорра (перестроена в 1369 г.).

Под властью Испании Кордова как бы погрузилась в забытье, стала тихим провинциальным городком. Торжественное и печальное чувство безвозвратно минувшего прошлого отодвигает куда-то вдаль все то, что связано в Кордове с более поздними эпохами, памятниками которых является одна из крупнейших в мире церквей Сан-Пабло (13 в.), церковь Сан-Николас (13 – 16 вв.), монастырь Кармен Кальсадо (1580 г., стиль мудехар) и другие романские, готические, барочные, классицистические церкви; синагога (1315 г.), ратуша (1594 – 1631 гг. в стиле эрререско), ренессансные дворцы, ансамбли площадей 18 ст.

Кордова и сегодня хранит крайне нерегулярную планировку центра и восходящие к мавританской эпохе невысокие оштукатуренные дома с глухими фасадами и озеленёнными двориками — кордовскими патио.

Составитель текста: А.А. Шарибжанова.

Искусство ислама

Оставить комментарий или два

Вы можете подписаться на комментарии по RSS.

Будте вежливы. Не ругайтесь. Оффтоп тоже не приветствуем. Спам убивается моментально.

Перед отправкой формы: