Главная » Города исламского мира

ГОРОД КАБУЛ

2 июля 2013 Комментариев нет

Брехна А.Г. Базар Чар-Чата в Кабуле. 1932 г.

Город Кабул — столица Афганистана, сердце Афганистана, столица Великих Моголов.  Кабул и сегодня хранит шедевры исламской архитектуры, знаменитые сады Бабура, дворцы и мечети, напоминающие о важнейших этапах истории культуры Афганистана.  

         Где находится Кабул? Город Кабул находится в одном из самых красивых мест Афганистана – в  долине реки Кабул  на высоте 1820 м, в оазисе, окружённом горами Асамаи и Шердарваза.

Кабул — один из самых древних городов и столиц мира. Город Кабул один из древнейших столиц мира. В «Ригведе», восходящей ко 2 тыс. до н.э., упоминается о поселении с названием Кубха. Собственно же название города – Кабур (Карур) – впервые встречается у Птолемея (2 в.).

Город Кабул в составе Кушанского царства. Руины Баграма. Монастырь Шутурак. Статуи Будды. Город Кабул не всегда был исламским городом. В 1 в. до н.э. – 4 в. н. э. Кабул входил в состав Кушанского царства. Правители царства установили атмосферу, благоприятную для взаимовлияния разных религий, которые бытовали тогда на территории Афганистана: индуизма, буддизма, брахманизма, зороастризма, античного политеизма. К этому времени восходят расположенные близ Кабула руины Баграма и располагавшиеся вокруг него культовые комплексы, в том числе монастырь Шутурак, выдающиеся памятники  архитектуры и изобразительного искусства эпохи поздней античности. Скульптурные композиции, яркий пример гандхарской школы скульптуры, повествовали о жизни Будды. Сатауи Будды отличались ярко выраженным индо-эллинистическим характером. Для их создания правители кушаны привлекали греческих скульпторов, не 

Молящаяся женщина. Горельеф из Хадды. Афганистан. 1 – 4 вв.только местных, но и  лучших мастеров из Малой Азии.

Кабул — центр восточного искусства 5 в. С распадом в 5 в. Кушанской империи, павшей под ударами сасанидских шахов Ирана, кочевников хионитов, а затем и эфталитов, город Кабул становится новым восточным центром искусства: если монументальная пластика Гандхары начала приходить в упадок, то на территории Афганистана, особенно в Хадде (близ Джелалабада, ок. 160 км от Пешевара), наблюдается расцвет скульптуры, но не из камня, а из стука и терракоты, причем малых размеров. Скульптура Хадды и ныне вызывает в памяти шедевры средневековой европейской скульптуры, тем самым ставя вопрос о взаимодействии культур в пространстве и во времени.    

Город Кабул в составе государства эфталитов. С 5 в. город Кабул вошел в став областей, подчиненных эфталитам. Китайские хронисты рисуют царя эфталитов обитателем большой войлочной юрты, убранной коврами; в ней, сидя на золотом ложе, украшенном фигурными ножками в форме фениксов, он принимал послов. Одежды царя эфталитов и знати отличались богатством украшений; головной убор царицы в форме рога был усыпан драгоценными камнями и с него спускалось нечто вроде длинной вуали. Главную жену сопровождал слуга, который придерживал конец длинного шлейфа. Хотя считается, что эфталиты не оставили по себе заметных следов ни в архитектуре, ни в изобразительном искусстве эпохи, стены крепости Кабула Бала-Хиссар возводились именно начиная с 5 в. (затем неоднократно перестраивались). 

Кабул. Крепость Бала-Хиссар. Фото 1879 г.Завоевание Кабула Аббасидами, Саффаридами, Саманидами, Газневидами и Чингисханом. В 60-х гг. 6 ст. новая волна кочевников-тюрков сокрушает господство эфталитов. После распада этого объединения в 6 ст. городом Кабулом управляли местные правители – Кабул-шахи. С ослаблением угрозы новых вторжений кочевников (Западнотюркский каганат пал в середине 7 в.) узы, скреплявшие местные объединения, вновь ослабли. Этим была предопределена политическая неустойчивость власти, разобщенность владений, их неспособность устоять против арабов, которые пришли с запада уже в 70-х гг. 7 в. В период арабских завоеваний город Кабул был номинально подчинён халифом Муавией I (661-680). В 9 ст. Кабул завоевали Саффариды; после их падения в 900 г. городом последовательно владели Саманиды, Газневиды. В 13 ст. Кабул был разрушен Чингисханом.

Город Кабул — столица Великих Моголов — столица Бабура, основателя государства Великих Моголов. Сады Кабула. Могила Бабура в Кабуле. На облик Кабула оказало влияние культура и искусство Тимуридов (1370 — 1507) и Великих Моголов (1526 — 1858). Тимур (Тамерлан) захватил город Кабул в  1398 г.  При Бабуре (1483 — 1530), который завоевал Кабул в 1504 г., город стал столицей государства Великих Моголов. Во время его правления были разбиты великолепные сады, тщательно восстанавливаемые ныне. Бабур, завоеватель и поет, в своем «Бабур-наме» неизменно с восхищением писал об этом городе: «Климат Кабула – восхитителен, и 

Кабул. Сады Бабура. Фото 2010 г.нет другой страны, которая могла бы сравниться с ним в этом отношении. Здесь всё есть: горы и озёра, город и обширные долины». Он завещал похоронить себя в Кабуле у подножия гор, окаймляющих город. Там и сейчас находится его гробница в саду под тенью великолепных платанов.  

Могольская архитектура Кабула. Приемники Бабура также оставили свой след в истории города Кабула. Шах-Джахан (1627 — 1658) приказал выстроить одноименную мечеть. Облицованная белым мрамором мечеть расположена на восточной оконечности Садов Бабура, ниже гробницы Бабура. Мечеть Шахджахани была построена в 1646 г., восстанавливалась в 1964 – 1966, 2003 – 2006 гг.

Город Кабул в 18 — начале 20 вв. В 1738 г. город Кабул захватил Надир (Надир-шах Афшар), шах Ирана в 1736 – 1747 гг. С 1747 г. город Кабул вошел в состав Дурранийского государства, став в 1773 г. его столицей, а после распада в 1818 г. – центром, вокруг которого впоследствии сложилось афганское государство. В 19 ст., в период двух англо-афганских войн (1838 – 1842, 1878 — 1880), городом Кабулом владели англичане. По окончания войны эмир Абдуррахман (1844 — 1901), эмир Афганистана с 1880 г., объявил Кабул столицей афганского государства. В феврале 1919 г. эмир Аманулла-хан провозгласил в городе Кабуле независимость Афганистана.

Кабул. Мечеть Шах-Джахан. 1646 г.Шедевры исламской архитектуры Кабула 18 — начала 20 вв. К периоду 18 – начала 20 ст.  восходит ряд сохранившихся памятников архитектуры. К 1793 г. относится строительство мавзолея Тимур-шаха. На рубеже 18-19 вв. была выстроена мечеть Голдаста, восстановленная в 2009—2010 гг. Сохранилось также наиболее крупное культовое здание Кабула периода 19 – начала 20 в.  – мечеть Пуле-Хешти.  В начале 21 ст. была восстановлена и частично реконструирована некогда разрушенная мечеть Узбекха (19 в.)

Строительство мавзолея эмира Абдуррахман-хана (Абдуррахмана) проходило в два этапа: 1880 – 1901, 1901 – 1919 гг. С периодом правления эмира Абдуррахмана связано появление в юго-восточной части Садов Бабура жилого дворца – Гарем-сарая, известного также как Дворец Королевы. Сильно поврежденный в результате пожара, дворец был восстановлен в 2003 – 2006 гг. В 1901 – 1919 гг. шло возведение мечети Ид Гах.  Медресе Пахта Фуруши (конец 19 – начало 20 в.), расположенное рядом с одноименной мечетью, уникально своими 52 кирпичными куполами. Весь комплекс медресе рухнул и был восстановлен лишь в 2005 г.

Уличное граффити в Кабуле сегодня>>>> 

Кабул. Мечеть Узбекха. 19 в.

Кабул сегодня: планировка, современная архитектура, монументы. Новая часть Кабула – Дар-ул-Аман была основана в 20-е гг. 20 ст. в результате развития города в северном направлении. К 1920-м гг. относится и постройка мечети Шах до ШамшираПравительственный дворцовый комплекс «Арк» построен на свободной территории вместо разрушенной древней цитадели Бала-Хиссар, находившейся в старой части города Кабула. Сооружение правительственных дворцовых зданий было начато еще в конце 19 в. Массивные крепостные стены с бойницами и башнями ограждали монументальные дворцовые сооружения.  В 1920-е гг. напротив мавзолея Тимур-шаха был возведён дворец Даруламан. В то же время был построен еще один дворец – Тадж-Бек, более известный как Дворец Амина. В 1979 г. советскими спецподразделениями в этом дворце был убит президент Афганистана Х. Амин.   

В середине 20 ст. старая часть города Кабула была значительно реконструирована (по генеральному плану, разработанному в 1965 г. архитектором Сераджем при участии советских специалистов), но ещё сохраняла узкие, кривые улицы, застроенные глинобитными и фахверковыми домами. Кабул сложно представить и без традиционных базаров – Чар-Чата («Четыре арки») и Миндаи. В новых районах – королевская резиденция (20 в.), министерство иностранных дел, мавзолей Мухаммеда Надир-шаха (20 в.), отель «Интерконтиненталь» (1960-е гг.), парк Зарнегар, жилые кварталы с крупнопанельными домами. Появились монументы: Независимости (Мунари-Истикляль), Освобождения (Мунари-Неджат, 1929 г.). По проекту советских архитекторов в 1962 г. был построен аэропорт. Новый терминал аэропорта города Кабула был открыт в 2008 г.    

Кабул. Мавзолей эмира Абдуррахман-хана (Абдуррахмана). 1880 – 1901, 1901 – 1919 гг.С холма Маранджан в Кабуле открывается панорама столицы с прорезающей старые кварталы города магистралью, названной в честь победы Афганистана над английскими войсками под Кандагаром – Джадае-Майванд. Застройка новой магистрали осуществлена в 20-30-е гг. 20 ст. На одной из площадей, образуемой пересечением этой магистрали с улицей, связывающей старый город с центром, воздвигнут монумент «Минаре-Майванд» (или «Колонна независимости», Абидайи Майванд, 1950-е гг., арх. Серадж). У подножия памятника высечены слова юной афганской поэтессы Малалай, которая с национальным знаменем в руках у селения Майванд первой ринулась на англичан, увлекая за собой воинов:

«Если ты, любимый, не погибнешь у Майванда,

Клянусь, тебе не избежать позора!»

В 1973 г. при финансовой поддержке французского правительства был построен культурный центр «Истикляль», который включает библиотеку, научный центр и театр, а также расположенные под открытым небом спортивные сооружения.

Кабул. Мечеть Шах до Шамшира. 1920-е гг.Кабул сегодня остаётся политическим, экономическим и культурным центром страны. В городе находятся Кабульский университет, Политехнический институт, Афганская историко-филологическая академия, Национальная академия наук, историко-этнографический Кабульский музей, Публичная библиотека (120 тыс. тт.), драматические театры.

Составитель текста: А.А. Шарибжанова.

Фотографии Кабула в 1960-е годы

Уличное граффити в Кабуле сегодня

Искусство ислама

Оставить комментарий или два

Вы можете подписаться на комментарии по RSS.

Будте вежливы. Не ругайтесь. Оффтоп тоже не приветствуем. Спам убивается моментально.

Перед отправкой формы: