Главная » Города исламского мира

Город Алжир

18 декабря 2013 Комментариев нет

АлжирГород Алжир – древний город Африки, город-крепость, столица пиратов. Город Алжир богат памятниками исламского искусства, среди которых — шедевры арабской и османской архитектуры.   

Где находится город Алжир? Алжир – столица Алжира (Алжирской Народной Демократической Республики). Город Алжир находится в Африке, он раскинулся амфитеатром на западном берегу Алжирского залива напротив окаймлявших его островков (по-арабски «ал-Джазаир», т.е. «островки»), у подножия и по склонам холмов. Город Алжир (Икозиум) в составе Рима и королевства вандалов. Первые известия о поселении на месте нынешнего Алжира относятся к римскому  времени, когда здесь, на территории римской провинции Африка, функционировал порт Икозиум. В начале 5 ст. этот портовый городок разрушили вандалы. Территория Икозиума оставалось в составе королевства вандалов (429 – 534) вплоть до его завоевания Византией в 534 г.

Мечеть Джами аль-Кабир. 1096 г. Алжир.Исламский город Алжир. Считается, что собственно Алжир был основан в 10 ст. С начала 11 в. город  входил в состав государств, возглавляемых халифами из династии Фатимидов (909 – 1171),Мечеть Джами аль-Кабир. 1096 г. Алжир. затем Альморавидами (сер. 11 в. – 1146), Альмохадами (1121/1122 – 1269), Зайянидами (1235/1236 – 1551). В городе проживало пёстрое по составу население. Его прирост шёл и за счет прибывающих с Пиренейского полуострова мусульман и евреев (Реконкиста в 8 – 15 вв., крестовые походы, испанская инквизиция).

Арабская (альморавидская) архитектура — мечеть Джами аль-Кабир в Алжире. Лишь одно значительное сооружение Алжира пережило те бурные времена войн и восстаний, вызванных частой сменой власти. Это мечеть Джами аль-Кабир (1096 г.), восходящая ко времени правления Алжиром Альморавидами. В основе мечети – христианская базилика. В декоре мечети сохранились резные деревянные геометрические панели с цветочным декором. Альмохадский, альморавидский, французский колониальный стили выделяют ныне в структуре и декоре мечети Джами аль-Кабир.

Хайраддин Барбаросса (ок. 1483 – 1546). Музей Лувр. Париж.Город Алжир — столица пиратов. Хайраддин Барабаросса и османский период в истории города (1519 — 1830). В средние века порт Алжира не давал властям тех доходов, которые несла им торговля по внутренним караванным путям. Однако первостепенное значение порт имел для пиратства, которое процветало на побережье Северной Африки. В 1518 г. власть в Алжире, где шла борьба местного населения против вторгшихся испанцев, захватил знаменитый предводитель средиземноморских пиратов, впоследствииМечеть Джами аль-Кабир. 1096 г. Алжир. адмирал османского флота Хайраддин Барбаросса (ок. 1483 – 1546). С 1519 г., когда Х. Барбаросса отдал Алжир под сюзеренитет османской Турции, начинается османский период в истории города (1519 – 1830). Именно под Алжиром в 1541 г. провалилась экспедиция императора Священной римской империи Карла V (1520 – 1556), стремившегося ослабить натиск султана Сулеймана Великолепного (1520 – 1566) и уничтожить этот форпост корсаров на средиземноморье.

Город Алжир в составе Османской империи. Османская архитектура Алжира. Государство со столицей в Алжире, созданное Х. Барбароссой, признавало сюзеренитет османских султанов, возглавлялось правителями, являвшимися зачастую предводителями алжирских пиратов. Этот период в истории Алжира отмечен строительством замечательных памятников арабской архитектуры. Мечеть Джами Сафир была построена в 16 ст.  По преданию, её основал в 1534 г. Сафар бен Абд-Аллах, освобождённый Х. Барбароссой и принявший ислам. За время своего существования мечеть несколько раз перестраивалась. Сохранилось сооружение, увенчанное восьмигранным куполом и украшенное колоннами античного времени. Великолепными  керамическими изразцами декорированы минареты и михраб этой мечети.

 Мечеть Джами аль-Джедид (Мечеть рыбаков). 1660 г. Алжир.Постройку мечети Джами аль-Джедид (Мечеть рыбаков) датируют  1660 г. согласно надписи над главным входом в мечеть. Планировка мечети, её убранство примечательно в смысле смешения разнообразных стилей, что придает этой мечети неповторимый облик. Османский стиль прослеживается  в планировке и орнаменте, использовании мрамора вместо дерева для отделки минбара. Мечеть отмечена влиянием культовой архитектуры Кордовы и Гранады: подковообразная арка михраба, орнаментальное оформление минбара мечети.

В легендах о мечети Джами Али Битчин отражён и авантюристский характер жизни средневекового Алжира. Возможно, основателем мечети был венецианец, захваченный в плен алжирскими пиратами, проданный на знаменитом алжирском рынке рабов. Он принял ислам, был одним из самых успешных предводителей пиратов в истории средиземноморского каперства (был адмиралом Алжира) и одним из самых богатых рабовладельцев в городе. Согласно преданию, мечеть его имени появилась в Алжире в 1622 г. благодаря некой алжирской красавице благородного происхождения, на которой Али Битчин вознамерился жениться, и которая потребовала вместо всех предложенных женихом богатств построить мечеть в знак преданности знаменитого адмирала исламу. В 1842 г. этом памятник был преобразован в церковь. Церковь Нотр Дам де Виктуар вновь стала мечетью в 1962 г.

Мечеть Катшава. 1612 г. Реконструкции 18, 19 вв. Алжир.На примере истории мечети Катшава можно увидеть более частые преобразования культовых сооружений Алжира. Исследования показывают, что мечеть Катшава в основании имеет структуру римского времени. В 1612 г. мечеть в стиле османской архитектуры была возведена на базе церкви 11 ст. В 1794 г. мечеть Катшава была расширена. В период 1830 – 1860 гг., наделенная чертами французского колониального стиля, мечеть была преобразована в собор св. Филиппа. В 1962 г. вновь стала мечетью.

В 1611 г. была построена символичная для Алжира мечеть. Здание Сиди Абд ал-Рахман Завийя было возведено на месте могилы покровителя города, при жизни – главного судьи Алжира, известного богослова и врача Сиди Абд ал-Рахман бен Мохаммед бен Макхлоуф ал-Тхалаби (1384 – 1471). Мечеть-усыпальницаСиди Абд ал-Рахман Завийя. 1611 г. Алжир. первоначально была построена в османском стиле. За годы своего существования здание, снабжённое квадратным минаретом,  претерпело изменения. Архитектура размещенного на склоне холма памятника объединяет византийский и неомавританский стили.

Алжир. Крепость.Крепость Алжира. Османский период в истории Алжира памятен возведением в городе мощной крепости. Это треугольное ядро города, вырезанное в холмах с видом на Средиземное море. Крепость Алжира (крепость или касба) возвышается на 122 м над уровнем моря и нависает крутым холмом позади современного города, построенного на уровне моря. Крепость ограничена крепостными стенами. Стены длиной 3100 м окружили город по всему периметру. Пять ворот прорезали стены касбы. Улицы, ведущие от этих ворот, были направлены на мечеть Катшава. Дорога, соединяющая северные и южные ворота разделяла город на две части: Верхний город или горы и Нижний город (равнины или морской квартал). В нижнем городе были сосредоточены постройки административные, военные и коммерческие, а также все значительные мечети, религиозные школы, общественные фонтаны и бани. Верхний город состоял из порядка пятидесяти маленьких кварталов с традиционными для исламского города узкими и кривыми улочками, тесной застройкой.

В 1830 г. Алжир был захвачен Францией. Начинается колониальный период в истории Алжира.

См. следующую статью "Франция и Алжир".

Текст: А.А. Шарибжанова.

Искусство ислама

Оставить комментарий или два

Вы можете подписаться на комментарии по RSS.

Будте вежливы. Не ругайтесь. Оффтоп тоже не приветствуем. Спам убивается моментально.

Перед отправкой формы: